Выпуск № 30 (56) 2020

Пономарёва Н.В. Сборник дидактических игр для дошкольников «Чудесный мешочек»

ВВЕДЕНИЕ
Сборник дидактических игр «Чудесный мешочек» предназначен для воспитателей детских садов. В данном пособии приведены дидактические игры для детей 2-7 лет.
Воспитатели должны знать, что ребёнок, играя, оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познаёт. Основная особенность игры состоит в том, что ребёнок с раннего возраста учится действовать в воображаемой ситуации. Именно в игре формируется способность к замещению предметов, действий. Играя, дети учатся переносить действия из одних условий в другие. В игре развиваются воображение, мышление, речь, творческие способности.
Главная задача воспитателя – сформировать у детей умения действовать на первых этапах игры. Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Дети учатся вместе решать игровые задачи, проявлять своё отношение к действительности, давать первые нравственно-эмоциональные оценки.
Игра при правильном её формировании решает задачи умственного, нравственного, физического и эстетического развития каждого ребёнка. В игре формируется личность ребёнка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в общении со сверстниками.
Чтобы игра перешла на более высокий этап развития, ею необходимо руководить. Каждый воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе.
В книге «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» под редакцией С.Л. Новоселовой (М., 1985 г) предлагается обогащать знания детей рассматриванием предметов из «Чудесного мешочка». Именно такие занятия углубляют, уточняют и расширяют знания дошкольников.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» может проводиться на разные темы с использованием сюжетных картинок, предметов, игрушек. Например, детям очень нравится доставать из «чудесного мешочка» какую-то игрушку или картинку и самостоятельно отвечать, что на ней изображено.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«ПОЙМАЙ МЕНЯ!»
Цель игры: формирование внимания, развитие чувства коллективизма.
Оборудование: мяч.
Описание игры: каждый ребенок, свободно передвигаясь по площадке и услышав свое имя, должен подбежать, поймать мяч, бросить его вверх, назвав при этом имя кого-нибудь из играющих.
Воспитатель: «Наша игра называется «Поймай меня!». У меня в руках большой красивый мяч. Пока мяч в моих руках, можно бегать, прыгать, ходить по площадке. Как только я подброшу мяч вверх и назову имя кого-нибудь из вас, тот, чье имя я назову, как можно быстрее должен подбежать к мячу, поймать его и снова подбросить вверх, назвав при этом имя другого игрока. Начинаем играть».
«УГАДАЙ СЛОВО»
ЦЕЛЬ ИГРЫ: развитие устной речи и внимания дошкольников; учить детей правильно называть слова, которыми оканчиваются небольшие стихи.
ХОД ИГРЫ: воспитатель предлагает детям послушать стихотворение и подобрать правильно слово, которым это стихотворение заканчивается. За правильный ответ ребёнку выдаётся картинка. У кого больше картинок. Тот и победитель в игре.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, начинаем играть!
Кто придумает конец, то и будет (молодец).
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало (жарко).
Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния (сверкнула).
Я сегодня утром рано
Умывалась из-под (крана).
Наша старшая сестра
Вяжет с самого (утра).
Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с (Тамарой).
Я не бегаю к врачу,
Я сама его (лечу).
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную (лепили).
Как у нашей дочки
Розовые (щечки).
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало (жарко).
А рядом бегемотики
Схватились за (животики).
А слониха вся дрожа,
Так и села на (ежа).
«МАГАЗИН»
ЦЕЛЬ ИГРЫ: воспитывать бережное отношение к предметам, игрушкам; прививать математические навыки (счёт до десяти)
ХОД ИГРЫ: воспитатель раскладывает на столе разные предметы и игрушки. Дети подходят по очереди и «покупают» какой-то предмет или игрушку. Воспитатель должен спросить, для чего нужен этот предмет, как он называется и где используется. Можно разложить фрукты и овощи и предложить детям посчитать, сколько яблок или груш лежит на столе.
«ЧАЕПИТИЕ»
ЦЕЛЬ ИГРЫ: учить детей сервировать стол; правильно называть предметы кухонной утвари.
ОБОРУДОВАНИЕ: столик, стулья, чашечки, самоварчик, блюдца.
ХОД ИГРЫ: воспитатель предлагает детям вместе приготовить чай и пригласить друзей на чаепитие. Можно предложить поставить на стол чашечки и самовар ребенку, у которого в этот день именины. Воспитатель предлагает пригласить на чай друзей, объясняет, как вести себя за столом, как пользоваться блюдцем, салфетками. Напоминает детям о правилах гигиены.
«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
ЦЕЛЬ ИГРЫ: рассказать детям, какие бывают домашние животные; как необходимо о них заботиться.
ОБОРУДОВАНИЕ: игрушечные собачка, кошка, лошадь, корова, коза, курочка, уточка, петушок, кролик.
ХОД ИГРЫ: воспитатель показывает детям картинки с изображением домашних животных и предлагает им показать этих животных на выставке игрушек. По очереди дети подходят к воспитателю, показывающему картинку, а затем к столику с игрушками. За правильно угаданное животное ребенок получает картинку. Воспитатель рассказывает детям, какую пользу приносят людям домашние животные, как надо к ним относиться, как за ними ухаживать.
«ОГОРОД»
ЦЕЛЬ ИГРЫ: познакомить детей с овощами; учить правильно называть растущие в огороде овощи.
ОБОРУДОВАНИЕ: мешочек с овощами: картофель, морковь, перец, огурец, помидор, редис, фасоль, горох.
ХОД ИГРЫ: воспитатель предлагает достать из «чудесного мешочка» какой-либо овощ, а ребенок должен назвать его правильно. За правильно угаданный овощ ребенок получает фишку. Воспитатель рассказывает, что можно приготовить из картофеля или моркови.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Великий педагог Антон Семёнович Макаренко утверждал: «Каков ребёнок в игре, таким он во многом будет в работе, когда вырастет». Действительно, в хорошей игре ребёнок получает многое: умение сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти всё необходимое для её выполнения. Доброе, внимательное отношение к окружающим, творческая активность закрепляются в ребёнке на всю жизнь. Нельзя забывать о том, что основой детской игры является реальная жизнь. Если дети будут активны в жизни, то игра поможет им овладеть знаниями об окружающем мире и развить их самостоятельность.