Жусова Е.В., Костенко Т.В., Глотова Т.А. Pоp-up-технологии в творческом развитии детей старшего дошкольного возраста
Современное общество нуждается в творческих развитых, способных и талантливых людях. Дошкольный возраст – идеальное время для развития творческих способностей. Дети в это время чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир. Всякое творчество – это процесс создания чего – либо нового, то есть именно нового продукта. При этом ценность и значимость продукта будет определяться его востребованностью. Для нас важно трансформировать детскую идею в продуктивную деятельность для создания нового продукта, автором которого выступает ребенок. В этом случае взрослый должен вслушаться в голос ребенка, чтобы понять детский замысел и помочь его не только реализовать, но и создать условия, направленные на поддержку его востребованности. С решением данной задачи связан поиск новых образовательных практик и технологий. Таким образом, целью нашей работы мы видим создании условий для реализации креативности, успешности, востребованности дошкольников на основе поддержки детской инициативы в процессе конструирования из бумаги. Мы считаем, что обеспечить решение данных задач позволяет выбранная нами технология POP-UP (способ конструирования из бумаги), направленный на развитие творческих способностей дошкольников в интеграции образовательных областей при поддержке инициативы ребенка во всех видах детской деятельности. POP-UP – это техника создания объемных подвижных иллюстраций на основе бумажных конструкций. POP-UP в переводе с английского – «неожиданно выскакивать», «всплывать». Данные конструкции позволяют приводить в движение и поднимать иллюстрацию, делая ее объемной. Особенность всех механизмов в технике POP-UP – в закрытом виде все они становятся плоскими. POP-UP – целое направление в искусстве, имеющее большой, обучающий потенциал. Данная технология POP-UP помогает осуществить деятельностный подход в обучении воспитанников, основанный на личностно-ориентированном взаимодействии. С применением таких методов, как беседа, чтение художественной литературы, где иллюстрации выполнены в технике POP-UP; рассматривание фотографий, использование схем для выполнения конструирований, шаблонов и трафаретов для дизайна работы. Основным материалом для изготовления конструкций выступает бумага. Она является доступным, пластичным, хорошо держащим форму инструментом, позволяющим создавать различные конструкции. Техника POP-UP широко используется в изобразительном искусстве, при оформлении книг, рекламных буклетов. Но мы в своей работе применяем виды конструкций, адаптированные для детей старшего возраста, которые условно разделили на плоские и объемные. К объемным конструкциям относятся: ступенчатые конструкции и с поднимающимся элементом.
Ступенчатые конструкции представляют собой параллельные плоскости на одном или разных уровнях.
Конструкция поднимающийся элемент выполняется при помощи сгибания и загибания во внутрь необходимой детали.
К плоским относятся конструкции, выполненные способом двигающий рычаг и гофропластика.
При выполнении гофропластики одно изображение может перекрывать другое или его часть. Двигающий рычаг – это конструкция с выдвигающемся и задвигающемся элементом, где движение осуществляется за счет воздействия на рычаг. Выполнение данного вида конструкции POP-UP возможен только при помощи взрослого (педагога), а ребенок создает дизайн. При создании конструкций выделяются этапы. Замысел представляет собой идею о создании определенного продукта – это открытка, альбом, макет и др. На следующем этапе мы представляем, какой вид конструкции в полной мере позволит реализовать нашу идею. В продолжение работы конструкция дополняется элементами дизайна. Далее идет подготовка и сбор деталей в замысленный продукт деятельности. Для успешного выполнения конструкций POP-UP нами были разработаны схемы, которые представляют собой зрительный план работы, способствующий эффективно реализовать творческий замысел ребенка.
Схемы-таблицы позволяют дошкольникам выполнять данные конструкции в технике POP-UP, как в организованной непосредственной деятельности, так и в самостоятельной. В организованной деятельности данный вид работы реализуется при изучении различных образовательных тем, продуктами которых могут выступать поздравительные открытки, тематические альбомы, макеты для организации игровой деятельности детей. Новизну применения технологии POP-UP мы видим в том, что технология позволяет осуществлять интегрированный подход обучения дошкольников посредством создания художественного образа и взаимодействия с ним, с опорой на познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие детей, так как созданный продукт может использоваться в различных видах детской деятельности, когда ребенок обыгрывает вымышленные им ситуации. Нами был разработан четкий алгоритм использования технологии согласно возрастным особенностям воспитанников и разработана система знаний, включающая в себя планирование НОД, проектной деятельности и совместной деятельности. Следует отметить универсальность технологии и применения ее во всех образовательных областях и возможность использования при преобразовании развивающей предметно-пространственной среды посредством выполненных работ. Также можно говорить об эффективности повышения компетентности, как педагогов, так и родителей в художественно-эстетическом и творческом развитии детей. Анализируя работу, мы выявили динамику развития творческих способностей дошкольников по различным критериям. Анализ показал наличие потребности у дошкольников в экспериментировании с художественными материалами, инструментами в процессе создания образа, устойчивый интерес, эмоциональный отклик на создание образа и продуктивной деятельности в целом. Таким образом, технология POP-UP помогает создавать условия поддержки детской инициативы, предоставляет свободу способов самореализации; открывает путь творческого поиска и помогает осознать пользу и значимость своего труда для окружающих, выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.