В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не могут по собственной инициативе обратится к другому человеку, поддержать и развить установившийся контакт, стесняются ответить, если к ним обращаются, не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению.
Таким образом, в настоящее время нет необходимости доказывать, что целенаправленная работа по развитию речи необходима, так как речь самым тесным образом связана с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Изучению феномена речи посвящены многочисленные научные исследования в области отечественной психологии и педагогики (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Т.Н. Ушакова и др.).
Формирование связной речи у детей и факторы ее развития изучались Э. П. Коротковой, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой и другими отечественными учеными.
Результат развития речи у дошкольников речи зависит от многих причин. Во-первых, от социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы.
Во-вторых, для развития речи дошкольников должны быть использованы разнообразные методы, приемы и средства, среди которых, на наш взгляд, интересным представляется метод сказкотерапии.
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи [1].
Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основатель метода комплексной сказкотерапии - Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Она определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека [2].
Выделяют следующие виды сказок для детей дошкольного возраста, используемых в сказкатерапии:
Народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие.
Авторские: сказки Ганса Христиана Андерсона, Шарля Перо, Александра Пушкина, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Павла Бажова и многих других писателей-сказочников.
Психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.
Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными.
Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение.
Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов.
Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера [5].
Значение сказок для воспитания и развития личности ребенка Осипова А.А. сводит к следующим позициям:
1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.
2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; любовь; борьба добра со злом. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке - все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.
3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой — это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.
4. Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев - все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках [4].
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет основные приемы работы со сказкой:
1. Анализ сказок
Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка.
После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:
• Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?
• Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)? И др. …
• Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
• Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка?
• Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои), что это была бы за сказка?
• Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
2. Рассказывание сказок
Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая.
3. Переписывание сказок
Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это — важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.
4. Постановка сказок с помощью кукол
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
5. Сочинение сказок
Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе педагог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать на значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения [3].
Перед рассказыванием сказки необходимо создать положительный эмоциональный настрой, ввести детей в состояние таинственности, волшебства, заинтересованности, увидеть и услышать что-то необычное. Красочные иллюстрации, красивые кукольные персонажи вызывают у них положительные эмоции: радость, смех. Дети постепенно открывают свой внутренний мир. Сказка повышает речевую активность. Даже безречевые дети пытаются звукоподражать персонажам сказок на элементарном уровне.
Сказка оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад. Сказка положительно влияет на развитие мимики лица детей. Ведь им очень сложно произвольно улыбнуться, нахмурить брови, опустить уголки рта, широко раскрыть глаза, закрыть глаза. Сказки побуждают детей к смене мимических состояний лица: дети улыбаются, грустят, нахмуривают брови.
Сказка оказывает огромное влияние на психические процессы детей: мышление (дети усваивают последовательность эпизодов сказки, название основных персонажей, основные звукоподражания и так далее.), внимание (дети сосредотачивают внимание, удерживают его сравнительно долгое время), память (дети запоминают имена основных героев, характерные признаки) и так далее.
Практическая работа по развитию речи посредством использования сказкотерапии была проведена с детьми старшего дошкольного возраста.
На первом этапе мы изучили уровень развития речи детей с помощью педагогической диагностики В.В. Гербовой. По результатам диагностики высокий уровень развития отмечается у 15% детей, средний уровень – 30%, низкий уровень имеют 55% детей.
В связи с актуальностью проблемы развития речи в группе нами был составлен и реализован перспективный план по развитию речи детей посредством сказкотерапии (Таблица 1). Второй этап практической работы был реализован с сентября 2020 по май 2021 года.
В процессе практической деятельности нами также была запланирована и реализована следующая работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Читайте детям сказки».
2. Создание книги «Мои любимые сказки», цель - привлечь родителей к созданию совместных с детьми иллюстраций для книги, вызвать у родителей положительные эмоции, участие в жизни группы.
3. Акция «Подари детям книгу».
4. Памятки-рекомендации «Список сказок, рекомендованных к самостоятельному прочтению детей совместно с родителями».
На третьем этапе практической работы нами был проведен повторный мониторинг развития речи с использованием методики Гербовой В.В. Результаты повторной диагностики следующие: высокий уровень – у 60% детей, средний - у 30% и низкий уровень развития речи у 10% воспитанников группы.
Таблица1 - Перспективное планирование по развитию речи детей посредством сказкотерапии на 2020-2021 учебный год в старшей группе
Совместная деятельность
Формы работы
Задачи
Сентябрь
Теоретическое и практическое исследование сказкотерапии: изучение методической и научно-популярной литературы, обзор публикаций в журналах и Интернет-ресурса.
Составить список рекомендованных сказок. Беседа с детьми «Что такое сказка?».
-изучение методической и научно-популярной литературы;
- разработка тематических занятий;
-составление списка рекомендованных сказок для детей старшей группы.
Октябрь
Рассказывание русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И.Карнауховой;
Рисование героев сказки.
Консультация для родителей «Читайте детям сказки».
Чтение сказки; беседы по содержанию сказки; художественно - продуктивная деятельность (рисование).
-познакомить детей со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»;
- формировать у детей умение внимательно и заинтересованно слушать сказку;
- учить детей находить в тексте ответы на поставленные воспитателем вопросы, рассказывать о характере и повадках персонажа, передавать свое эмоциональное отношение к содержанию сказки;
- воспитывать интерес к русским народным сказкам.
- формировать интерес к изобразительной деятельности и аккуратности к выполнению рисунка;
- развивать творческие способности, аккуратность при выполнении рисунка.
Ноябрь
Рассказывание
русской народной сказки
«Хаврошечка», обр. А.Н.Толстого.
Изготовление
дидактической
игры «Узнай сказку».
Чтение сказки;
беседы по
содержанию сказки;
изготовление дидактической
игры.
-познакомить детей со сказкой «Хаврошечка»;
- формировать у детей умение внимательно и заинтересованно слушать сказку;
- развивать внимание, речь, мышление, умение отгадать сказку по картинке, закреплять знания детей о героях любимых сказок.
Декабрь
Рассказывание
русской народной сказки
«Заяц-хвастун», обр. О.Капицы;.
Настольный театр
по сказке «Заяц – хвастун».
Чтение сказки;
беседы по
содержанию сказки;
настольный театр.
-познакомить детей русской народной сказкой «Заяц-хвастун», обр.А.Н.Толстого,
-формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу,
- побуждать выражать свои эмоции посредством мимики и речи,
- учить детей координировать движения рук и глаз,
- учить передавать черты характера животных и изображать их с помощью выразительности речи (интонации, голоса, звука).
Январь
Рассказывание
русской народной
сказки
«Царевна – лягушка», обр. М.Булатова;
аппликация царевны-
лягушки.
Чтение сказки;
беседы по
содержанию
сказки;
художественно-продуктивная деятельность
(аппликация).
-познакомить детей русской народной сказкой «Царевна – лягушка», обр. М.Булатова;
- формировать у детей умение внимательно и заинтересованно слушать сказку;
-расширять представления об эмоциях и связанных с ними физических состояниях (эмоции печали, злости, радости).
-развивать моторику речевого аппарата, помочь детям упражняться в звукопроизношениях (диким животным, птицам, звукам природы).
-развивать у детей чувство композиции, аккуратность при наклеивании деталей, творческие способности детей.
Февраль
Рассказывание
«Серебряное
копытце»
П.Баженова;
рисование
зимнего сказочного леса.
Чтение сказки;
беседы
по содержанию
сказки; художественно -продуктивная деятельность (рисование).
- познакомить детей с произведением П. Баженова «Серебряное копытце»;
-развивать навык оценки поведения и поступков героев сказки,
стремление подражать положительным персонажам;
-воспитывать умение видеть красоту
в образах зимней природы при выполнении художественной творческой работы.
Март
Рассказывание
русской народной
сказки «Сивка-
бурка»,
обр.М.Булатова; рассматривание
репродукции
картин В.М.Васнецова
Игра «Придумай свое окончание сказки».
Чтение сказки;
беседы
по содержанию
сказки;
рассматривание
картин.
-познакомить детей русской народной
сказкой «Сивка- бурка», обр. М.Булатова;
-уточнить с детьми значение
непонятных слов, встречающих в сказке;
-воспитывать в детях
послушание, милосердие,
ответственность за порученные дела;
-побуждать детей к
видоизменению содержания сказки;
-учить рассматривать картин
В.М. Васнецова.
Апрель
Рассказывание русской
народной сказки «Финист –
ясный сокол»,
лепка героев сказки.
Чтение сказки;
беседы
по содержанию
сказки;
художественно - продуктивная деятельность
(лепка).
-познакомить детей со сказкой «Финист - ясный сокол»
- формировать у детей умение внимательно и заинтересованно слушать сказку;
- учить детей находить в тексте ответы на поставленные воспитателем вопросы, рассказывать о характере и повадках персонажа, передавать свое эмоциональное отношение к содержанию сказки;
- воспитывать интерес к русским народным сказкам.
- формировать интерес к продуктивной деятельности (лепке) развивать творческие способности, аккуратность при лепке.
Май
Досуг «Путешествие
в сказку».
Придумывание новых
названий известным
сказкам. Нарисуй
любимую сказку.
Обогащать словарный запас детей, развивать творческую самостоятельность, закреплять знание русских народных сказок;
-приобщать детей к истокам народной культуры.
- формировать интерес к изобразительной деятельности и аккуратности к выполнению рисунка;
- развивать творческие способности, аккуратность при выполнении рисунка.
Анализируя результаты проведенной работы, хотелось отметить, что все сказки соответствовали возрасту детей, после прочтения сказки обязательно обсуждались её герои, причины их поступков.
В процессе драматизации или сочинения сказок дети раскрепощались, с желанием демонстрировали свои рисунки и поделки. В период реализации практической работы дети преодолели трудности в общении, поверили в себя, стали хорошо взаимодействовать друг с другом; но также в работе были трудности: некоторые дети невнимательно слушали сказки, не включались в её обсуждения, так же не было заинтересованности проявить себя и выполнять задания.
Таким образом, в результате использования метода сказкотерапии у детей развивается речь, умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения; выражать свои мысли и чувства в речи, умение передавать художественный образ в рисунке, лепке, аппликации, в словесной форме; развивается творческий потенциал, фантазия, воображение, способность к словотворчеству.
Библиографический список:
1. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. - Москва.: Ось-89, 2009. – 416с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. - Санкт-Петербург, Речь, 2007.- 56 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. – Санкт-Петербург.:
4. Речь, 2008. – 240 с.
5. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А Осипова. – Москва.: Академия, 2010. – 190с.
6. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – Санкт. Речь: М.: Сфера,2008-118 с.