Меню - Вестник дошкольного образования
Вестник ДО / Меню
Выпуск № 40 (66) 2020

Шахбанова Н.А. Проблемы развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития связной речи на этапе дошкольного детства. На основании анализа психолого-педагогической литературы подчеркнута эффективность развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Ключевые слова: дети среднего дошкольного возраста, развитие речи, связная речь, изобразительная деятельность, уровни развития связной речи.
Актуальность исследования. Одной из ведущих задач реализации современной личностной парадигмы дошкольного образования является воспитание индивидуальности каждого ребенка, поддержка его стремления к самостоятельности, самоопределению и самореализации. В этом контексте все большую актуальность приобретает речевое развитие детей как фундамент развития указанных качеств. Однако, развитие активной речи современных детей существенно тормозит многообразие экранных гаджетов для просмотра чего-либо, игры или доступа к массивам информации через сеть Интернет. «Телевизионные», «экранные» дети много знают, но пассивны в речи, отличаются неточностью, безэмоциональностью, бедностью связной речи. Речевые проблемы таких детей отражаются и на особенностях их развития в других видах деятельности, что затрудняет весь процесс воспитания и развития в дошкольной организации.
Учитывая, что именно дошкольное детство является сенситивным периодом для становления речевых механизмов и развития речевых способностей, именно в этом возрасте важно уделять внимание решению задач по развитию связной речи детей.
Отмечается тесная связь речевой деятельности с другими видами детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, моторной).
Многочисленными исследованиями, доказана зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений рук. Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук, движения отличаются недостаточной скоординированностью и неточностью. Это особенно проявляется в таких видах деятельности как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором, пазлами), а также при выполнении некоторых культурно-гигиенических навыков (шнуровании, застегивании пуговиц, кнопок, крючков, завязывании бантови т.п.).
Как считает В.В.Гербова, два основных вида связной речи, которым обучают детей дошкольного возраста на занятиях по рассказыванию, являются диалогическая и монологическая речь. Их развитие должно сопровождаться наглядностью: предметами и картинками. В качестве картинок могут выступать как сюжетные дидактические картины, так и рисунки, аппликации детей, слайды, фотографии из жизни, в том числе их портреты [1].
Исследовательница Е.А.Флерина с целью развития речи детей дошкольного возраста рекомендует также использовать элементы изобразительной деятельности. Она считает, что рисунок для ребенка выступает особой формой речи и системой легко усваиваемых, удобных для использования графических знаков, которая может служить для записи и передачи вовне его внутренних чувств и размышлений. Е.А.Флерина объясняет изобразительное творчество детей как сознательное отражение ими окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании. Автор подчеркивает, что дети не пассивно копируют окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому и выражает его в речи [2].
Исследовательница Н.Б.Халезова считает, что в продуктивной (изобразительной) деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и речи, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения предложенной деятельности. По ее мнению, различные виды продуктивной деятельности благоприятно отражаются на развитии речи детей и тем, что при их осуществлении легко можно создавать проблемную ситуацию, способствующую появлению речевой активности. Проблемные ситуации позволяют сформировать коммуникативную направленность речи [3].
Несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития речи у детей дошкольного возраста, недостаточно был изучен вопрос развития связной речи дошкольников в изобразительной деятельности, что обусловило выбор темы исследования. Наблюдения за уровнем развития речи детей в средних группах в практике работы дошкольной образовательной организации помогли выделить ряд противоречий между:
-требованиями практики дошкольного образования в отношении организации изобразительной деятельности детей и отсутствием научно обоснованных методических рекомендаций по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности;
-недостаточным научным изучением специфики связной речи детей в процессе продуктивных видов деятельности и постоянным использованием ими спонтанной речи;
-неготовностью педагога к развитию связной речи детей в процессе изобразительной деятельности и поиском новых актуальных форм работы по развитию речи во время организованной образовательной деятельности.
Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности будет эффективным, если реализовать такие педагогические условия:
-обеспечение взаимосвязи речевой и изобразительной деятельности;
-создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей активизацию изобразительно-речевой деятельности детей;
-организация сотрудничества педагога с родителями воспитанников в вопросах развития связной речи детей средствами изобразительной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости проведения специальной работы, направленной на повышение уровня развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Необходима целенаправленная, планомерная, систематическая работа с использованием эффективных средств и методов, способствующих решению проблемы, учетом возрастных и индивидуальных особенностей речи детей.
Перспективу дальнейшей деятельности мы видим в обосновании модели и методики развития связной речи детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности, их внедрении и проверке эффективности.
Список использованной литературы:
1. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов [Текст] / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. –2011. –№ 9. –С. 28-34.
2. Некрасова-Каратаева, О.Л. Детское творчество в музее: учеб.пособие / О.Л. Некрасова-Караиаева. –М.: Высш. Шк., 2005. –207 с.
3. Халезова, Н.Б.. Лепка в детском саду / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина и др. –М., «Просвещение», 1978. ‒ 144 с.