Выпуск № 20 (95) 2021

Шилова Е.Ю. Детско-родительский проект как технология познавательно-исследовательской деятельности современных дошкольников

В наше время с целью достижения высоких результатов при развитии дошкольников особое место уделяется проблеме взаимного сотрудничества семьи и Дошкольного образовательно учреждения. Родители – это первые учителя и именно они закладывают фундамент для дальнейшего развития личности дошкольника.
Многие исследователи в своих работах отмечали важность регулярного взаимного сотрудничества образовательного учреждения с семьей, необходимости осуществления работы по включению родителей в рабочий процесс Дошкольного образовательного учреждения. Для осуществления рассмотренной задачи отводится особое место одной из эффективных форм взаимного сотрудничества и сотворчества – детско-родительским проектам, поскольку проект позволяет включить родителей в активную учебную деятельность и сделать их участниками образовательного процесса.
Под проектной деятельностью следует понимать способ организации образовательного процесса, происходящего посредством интеграции методов и форм развития дошкольников в детском учреждении с разнообразными формами воспитания в семье, на основе взаимного сотрудничества и сотворчества педагогов, воспитанников и их родителей. Тематика проектов в первую очередь выбирается таким образом, чтобы вовлечь дошкольников и их родителей в активную деятельность образовательного процесса, а также, чтобы она была актуальной и вызывала интерес у детей и родителей. Основной целью детско-родительских проектов является развитие инициативы дошкольников и их родителей в творческой деятельности.
Реализация проектного метода делится на 4 этапа. Так, на первом этапе происходит определение цели, на втором следует разработать сам проект, т.е. спланировать работу для достижения поставленной цели. Третий этап, собственно, сам процесс выполнения проекта дошкольниками совместно с их родителями, его практическая часть. Заключительным четвертым этапом является подведение итогов проделанной работы.


Начиная с младшей группы, родители активно принимают участие в жизнедеятельности детей в детском саду. Чтобы у детей легче проходила адаптация в детском саду, я провожу детско-родительские проекты, где участвуют все родители. Например, такие проекты, как:
«Поиграйте со мной!» - как часто ребенок обращается к близким ему людям с этой просьбой. Они удивляются: в доме столько игрушек, а он просит поиграть с ним. Взрослые не догадываются, что ему надоело играть с кубиками, солдатиками.
Проект «Я играю с мамой» - помог научить родителей проводились совместные игры вместе детьми.
«Осень, осень к нам пришла, угощенья принесла» - в этом проекте было дано понятие, чем отличаются фрукты от овощей, дети вместе с родителями представляли свои проекты о фруктах и овощах.

«Путешествие по стихам А.Л. Барто» - в этом проекте дети рассказывали стихи и рисовали вместе с родителями; «Моя любимая потешка» - дети вместе с родителями разучивали свою любимую потешку, а в группе рассказывали её.

В результате этой проделанной работы у детей прошла адаптация в легкой форме, а родители овладели специальными компетентными умениями взаимодействия ребенка в игре, научились объяснять ребенку правила игры.
Начиная со средней группы, я стала проводить такие проекты, как театрализованная деятельность: родители делали атрибуты для сказки, участвовали во флешмобах. Например, проекты: «Сказка Колобок» - где дети показали родителям сказку, а потом с родителями пекли Колобка, «День матери» - где дети рассказывали мамам стихи и был проведен флешмоб, в котором участвовали родители; «Праздник, посвященный Дню победы» - где дети вместе с родителями пели военные песни: «Катюша», «Землянка»; «Что нам осень принесла» - где родители загадывали детям загадки, была проведена игра «Угадай на вкус». Начиная со старшей группы и в подготовительной, дети сами выбирают идею проекта. В день презентации проекта ребенок приносит свою работу и перед началом выступления вывешивает на стенде страницы своего проекта. Ребенок рассказывает о проделанной работе, показывая соответствующие изображения. Были проведены следующие проекты: «Маленький повар» - где дети вместе с родителями готовили фруктовый салат, а в подготовительной группе готовили винегрет.

«Перелётные птицы» - дети вместе с родителями дома готовились к проекту, а в группе рассказывали про перелетную птицу, которую они выбрали сами; «Зимующие птицы» - где дети вместе с родителями делали кормушки для птиц; «Создание Красной книги» - в эту книгу вошли животные, рыбы, насекомые, растения, дети дома вместе с родителями выбирали себе тему, готовили проект, а в группе представляли свою работу; «Дорожные знаки» - дети вместе с родителями дома делали дорожные знаки, а в группе рассказывали о знаке, который они сделали.

«Я дизайнер» - где дети вместе с родителями создавали ребенку костюм из бросового материала, а в группе ребенок должен был показать свой костюм во время дефиле; «Волшебная обувь» - родители вместе с детьми делали обувь по сказкам, а ребенок рассказывал про ту обувь, из какой она сказки; «Домашние животные» - где ребенок рассказывал о своем домашнем питомце; «Летим к звездам» - родителями была организована экскурсия в «Музей космонавтики», в группе детьми были представлены проекты о разных созвездиях; «Кем я буду» - в своем проекте ребенок рассказывал о том, кем он хочет стать.
«Зимние Олимпийские игры» - в этом проекте ребенок сам выбрал, какой вид зимнего спорта ему нравится и рассказывал об этом виде спорта.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. В связи с этим были проведены проекты «Бессмертный полк», «День победы» создан мини-музей в рамках совместной работы с родителями.

Процесс реализации детско-родительских проектов осуществляется благодаря их содействию и творческому сотрудничеству. Дошкольник приобретает новые знания и умения благодаря тому, что при работе над проектом они тщательно планируют, выполняют практические задания, которые постепенно усложняются, что в последствии ведет к достижению поставленной воспитателем и родителями целей. У ребенка происходит расширение кругозора знаний о мире окружающего его, развитие интеллекта, формируется готовность к содействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.
Также благодаря работе с проектами происходит укрепление отношения с родителями, появляется взаимопонимание и уважительное отношение к мнению каждого члена в семье, поскольку родители оказывают помощь своему ребенку при выборе лучшей идеи для данной деятельности. Включенность семьи в создании проектов позволяет получить педагогический опыт, способствующий лучше узнать ребенка. Педагог предоставляет родителям методические пособия, которые помогают им в работе с детьми.
Педагогический опыт, полученный благодаря включенности семьи в проектную деятельность, позволяет родителям лучше узнать своего ребенка, способствует новой модели поведения с ним.
Немаловажно, отметить, что при осуществлении организации проектной деятельности происходят активные беседы педагога с родителями, данное взаимодействие способствует созданию доверительного отношения между ними, которое впоследствии положительно будет сказываться на дальнейшем всестороннем развитии дошкольников.
Таким образом, благодаря внедрению проектов в образовательную деятельность ДО повышается уровень самостоятельности, и активности детей, поскольку в процессе реализации проектной деятельности происходит интеграция методов и форм развития дошкольников в детском саду с разнообразными формами воспитания в семье, происходящими посредством осуществления сотрудничества и сотворчества всех детей их родителей и педагогов. Эффективность детско-родительских проектов в конечном итоге способствуют личностному росту дошкольников.
Литература
1.                      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
2.                      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: минобрнауки.рф/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf.