Выпуск № 1 (76) 2021

Ерохина О.Г. Новые подходы к техническому творчеству в ДОУ

Развитие, происходящее в обществе, ставит перед педагогами новые задачи. В стране нехватка работников технических специальностей, инженерных кадров.
Поэтому очень важно, начиная уже с раннего возраста, формировать техническое мышление, развивать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
Задачи педагогов в этом направлении становятся:
1.Вызвать интерес в ребенке к образованию, связанному с техникой и инженерными дисциплинами.
2.Определить способности ребенка к математическим знаниям.
3.Предоставить условия для ознакомления дошкольников знаниями о техническом творчестве.
4.Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах использования современных образовательных технологий в образовательном процессе с дошкольниками.
5.Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие непрерывность образовательного процесса и направленные на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологии ЛЕГО-конструирования;
6.Создать единое социально – образовательное пространство между участниками образовательного процесса педагог и родитель, направленное на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста;
В условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений для достижения основного результата образования – познания мира, эффективной реализации и освоения воспитанниками образовательной программы, индивидуального развития всех обучающихся необходимо создание единого социально-образовательного пространства в рамках одного образовательного учреждения, направленное на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.
Все участники образовательных отношений стоят на пути выбора. Дошкольное учреждение моделирует вариативное пространство, для того, чтобы занять определенную нишу в образовательной среде. Родители (законные представители) выбирают качество услуг. А дети выбирают интерес.
Поэтому необходим механизм, который обеспечит возможность для развития творческой стороны интеллекта и технического мышления.
Конструирование развивает способность к формированию технического мышления: благодаря ему ребенок учится пользоваться схемами, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений.
Воспитанники наших садов принимали участие в районном и окружном конкурсе математической направленности «Юные эрудиты», целью которого было определение уровня развития элементарных математических представлений. Ребята занимали призовые места.
Конструктивная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной работе, предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, договориться, помочь друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение. Во время игр с конструкторами у дошкольников формируется терпение; дети успокаиваются, у них развивается абстрактное и логическое мышление, мелкая моторика.
Важность внедрения конструирования значима так как:
-является первым шагом к робототехнике,
-оказывается средством для умственного развития ребёнка,
-дошкольник воспитывается и развивается в режиме игры,
- проявляется самостоятельность и активность во всех видах деятельности – общении, игре, конструировании и др.
-воспитанники во время игры исследуют и экспериментируют, создавая свой собственный мир.
Конструирование является средством умственного развития, которое
учит детей выражать свои творческие замыслы в практической деятельности. Они работают не только по образцу, но и самостоятельно, затем находят применение выполненного изделия в игровой деятельности. Также у воспитанников развивается творческая культура во время игровой деятельности с различными конструкторами.
Исследователь Е.В.Фешина пишет:«Это дает детям дошкольного возраста полную свободу действий. Работа является оживленной, интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов детской фантазии. Дети учатся придумывать модели, ощущая себя при этом маленькими дизайнерами» [2012:4].
В наших центрах Строительных материалов имеются виды конструкторов:
- строительные наборы геометрические фигуры разного размера без соединения, деревянный, пластиковый,
- конструктор Лего,
- конструкторы объемные,
- плоскостные,
- конструкторы с болтовым соединением металлические, пластиковые
и многие другие разновидности конструкторов.
Среда имеет большое значение для формирования и развития личности каждого ребенка. Поэтому задачи, стоящие перед современным образованием, невозможно решить без изменения области, в которой развивается дошкольник.
Развивающую среду мы организовывали для своих воспитанников совместно с родителями, так как, согласно ФГОС ДО, они являются непосредственными участниками образовательного процесса. Педагоги консультируют родителей о том, какие конструкторы можно использовать для развития конструктивных умений дошкольников.
Благодаря совместной работе с ними, наши строительные центры постоянно пополняются. Родителям нравиться участвовать в жизни группы, тем самым решая многие задачи по воспитанию, развитию и обучению детей. Развивающая предметно-пространственная среда повышает самостоятельность ребенка, удовлетворяя при этом его интересы и потребности. Все предметы в группе безопасны и соответствуют возрастным особенностям детей.
Во время самостоятельной деятельности, дети выбирают конструктор, который им нравиться и начинают воплощать свои фантазии при помощи конструирования. Созданные конструкции детьми используются в сюжетных играх или в качестве подарков, украшения группы, что приносит большое удовольствие.
Педагог-методист Л. В.Куцакова говорит, что конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. [2010: 1].
Ребёнок с детства прирожден, исследовать, изобретать и конструировать. Потому что все эти навыки им заложила природа с детства. Дошкольник имеет большую возможность придумывать и создавать новые модели, поэтому проявляется любознательность, сообразительность, смекалка и творчество. Обучение детей дошкольного возраста моделированию играет большую роль при подготовке к школе, которое способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания об окружающем мире. Поэтому работа по конструированию не заканчивается в детском саду, а продолжается в школах и в центрах дополнительного образования.
В результате познания технического творчества у дошкольников развиваются целостные понимания о современном мире и роли техники и технологии в нем, умения объяснять процессы окружающей реальности, усваивается опыт творческой деятельности, опыт познания и саморазвития.
Список литературы
Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду.М.,2014.
Куцакова Л.В.  Конструирование из строительного материала в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. М., 2010.