Выпуск № 1 (76) 2021

Пешехонова Н.А. Использование технологии изотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Дошкольное образование в России на современном этапе ориентированно не только на обеспечение познавательного развития ребенка, но и на становление базовых свойств его личности: самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения личности. Одной из таких новых технологий является арт-терапия.
Арт-терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; это развивающая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в развивающих и коррекционных целях.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Изотерапия" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Изотерапия" определяют несомненную новизну данного опыта работы.
Ознакомившись с методической литературой, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день специалистами накоплен богатый опыт использования методов изотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.
Изотерапия является универсальной технологией, которую можно использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества.
Таким образом, изотерапия позволяет:
·          с одной стороны, как метод художественной рефлексии, обогатить и развить внутренний мир ребенка,
·          с другой стороны, как технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, развивает мелкую моторику,
·          с третьей стороны - это метод психокорекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.
Данной проблемой мы занимаемся в течение 3 лет на базе МБДОУ «Детский сад №11». Изучая технологию, обратили внимание на два направления в изотерапии:
Цель опыта работы: Помочь ребенку начать осознавать себя и своё существование в окружающем мире.
Задачи:
·          создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
·          обогащать индивидуальный художественно-эстетический опыт;
·          стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения;
·          поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;
·          формировать собственное мировоззрение, отношение к себе и окружающим;
·          воспитание гармоничной личности, умеющей свободно адаптироваться в социуме.
В своей практической работе по данной теме мы выделили два основных направления:
1.       Использование уже существующих произведений изобразительного искусства (скульптуры, картины, архитектурные памятники).
2.       Побуждение детей к самостоятельным проявлениям творчества путём применения различных художественных материалов.
Первые шаги в своей деятельности я начала с обогащения и пополнения предметно – развивающей среды в группе. Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность.
Занятие по изотерапии, мы стараемся строить таким образом, чтобы каждый ребенок сохранил свою индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения видов изобразительного искусства.
Поэтому в своей работе мы используем разные виды организации занятия:
Занятие – драматизация (лесные животные рассказывают о своих впечатлениях о лесе, используются костюмы, атрибуты для подвижных игра).
Занятие – путешествие («путешествие в зимний лес», «на поляне осенью», «подводный мир»).
Занятие – сказка («В гости к Ёжику», где дети получают знания о колорите леса, о разнообразии деревьев).
Занятие – открытие (проблемное занятие).
Занятие – эксперимент (исследование разных способов изображения).
Занятия с использованием изо-терапии включают в себя 4 этапа:
1. Введение и «Разогрев».
Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности: общая игра «по теме», мини-беседа.
2. Этап изобразительной работы.
Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Учитывая небольшой возраст участников, данный этап целесообразно организовать в форме рассказывания или драматизации сказки, игры или путешествия.
3. Этап обсуждения.
Обсуждение представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе. При рассказе воспитанников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору. На этом этапе занятия мы считали возможным дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных ребят и т. д. Также мы старались задавать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, чтобы понять его переживания и мысли.
4.Завершение. Завершение занятия. Предполагает подведение итогов, усиление положительного эмоционального переживания.
Используя в работе технологию изотерапии, считаем целесообразным включать в занятие художественное слово. Впечатления, полученные детьми во время чтения художественных произведений, находят отражение в творческой продуктивной деятельности детей – в рисунках, лепке, играх – драматизациях. А музыка создает настроение и сюжет детской работы, а если необходимо, то может послужить моментом релаксации.
Применяя в своем творчестве нетрадиционные техники, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.
В своей работе используем нетрадиционную технику – рисование песком, рисования на камнях, рисование пластилином, рисование зубными щётками, тестопластика, рисование под музыку, ниткография, рисование пластилином.
В своей практической деятельности проводили занятия по изобразительной деятельности с применением изотерапевтических техник, с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость).
Технология изотерапии реализуется также посредством заданий, которые включают в себя много веселого, занятного, театрального: это развлечения, исследования, различные игры с цветом. Цвет помогает ребенку выразить свое настроение, печаль и страх, удивление и восторг.
Постепенно результаты менялись: снизилось проявление негативных эмоций и тревожности у воспитанников, повысились самооценка, общительность и оптимизм детей.
Изотерапия позволяет педагогу объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы.
В процессе изучения и освоения с детьми метода изотерапии мы выяснили, что детям очень нравится выполнение коллективных работ:
во-первых, потому что каждый чувствует себя сопричастным полученному общему продукту;
во-вторых, результат – картина, созданная всеми вместе, получается более впечатляющая, эмоционально затрагивающая детей.
Дети понимают, что от качества работы каждого зависит общий результат: чем лучше ребенок выполнит свою часть работы, тем красивее, интереснее будет общая композиция. Поэтому, все дети стараются выполнить свою часть работы, как можно лучше.
Для успешного достижения ребенка необходимо согласованная совместная работа всех участников образовательного процесса: детей, воспитателей, родителей.
Наше взаимодействие с родителями осуществляется через коллективные формы работы:
·          Выставка семейного творчества «У нас семейный талант!».
·          Семейная гостиная «Семья художников».
·          Информационный стенд «Изотерапия – это интересно и полезно».
·          Проект «Нетрадиционные техники рисования».
Также важно взаимодействие и обмен опытом по данному вопросу с коллегами по работе, другими социальными партнёрами (библиотека, школа искусств). Нами были проведены консультация, мастер-класс по применению технологии изотерапии в ДОУ, открытый показ на «Неделе Новатора».
Результаты нашей работы показывают, как постепенно воспитанники не только учатся новым техникам рисования, но и вносят элементы творчества, выполняют работы с желанием, положительным эмоциональным настроем. В процессе использования в нашей воспитательно-образовательной деятельности новой технологии изотерапии происходит развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер деятельности, психических процессов: дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе.
Наши воспитанники являются призерами муниципальных и всероссийских конкурсов; активно принимают участие с родителями в выставках, конкурсах.
Список использованной литературы:
1.Бережная, М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности / М.С. Бережная // http://www.art-education.ru/AE-magasine/new- magasine-1-2006.htm (26.01.2009)
2.Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
3.Кожохина, С.В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.В. Кожохина. – СПб.: Речь, 2006. -216 с.
4.Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / О.В. Солодянкина. – М..: АРКТИ, 2006. – 88с.
5.Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: «ТЦ Сфера», 2006.
6.Борисова Е. «Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании».// Дошкольное воспитание. – 2008. – №2. – с.2.
7.Хасанова М., Видт И. «Дошкольник в мире художественно-эстетической культуры».// Дошкольное воспитание. – 2007. – №2. – с.51-53.
8. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М., 1995.