Выпуск № 30 (56) 2020

Муслимова А.А., Хайруллин А.Р. Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей дошкольников

Аннотация. В данной статье рассматриваются эффективность и практичность использования нетрадиционных техник рисования как средства развитии художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
Ключевые слова: творчество, творческое развитие, техники рисования.

На данный момент многие современные программы дошкольного образования обязательно включают творческую деятельность, направленную на развитие фантазии, воображения детей, используется как средство развития их творческих способностей. Активно применяются авторские методики в студиях и центрах раннего и дошкольного развития детей, реализующие потенциал художественно-изобразительной деятельности в приобщении детей к творчеству. Обращение к изобразительной деятельности в работе с дошкольниками соответствует естественному возрастному восприятию ребенка. Рисование – одно из наиболее доступных и продуктивных видов деятельности дошкольников, дающее простор для проявления творческой активности. Однако, несмотря на пристальный интерес педагогов и воспитателей к вопросу творческого развития дошкольников средствами изобразительной деятельности, недостаточно подробно описывается эффективность использования нетрадиционных техник рисования как средства развития художественно-творческих способностей детей. Мы полагаем, что роль нетрадиционных техник рисования в этом аспекте недооценена в полной мере.
Сказанное дает основание выделить противоречие между продуктивностью изобразительной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников и недостаточностью методических разработок по организации этого процесса с использованием нетрадиционных техник рисования. Актуальность, практическая значимость, недостаточная разработанность данной проблемы вызвали интерес и обусловили выбор темы нашего исследования.
Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью, дети проявляют большое любопытство в познании окружающего мира, познании нового, перерабатывают много информации, поступающей извне. Также дети активно переосмысливают эту информацию, создавая продукты своей творческой деятельности на основе воображения и фантазии. Опыт переосмысливания растёт вместе с потоком различных впечатлений и видов деятельности. Отсюда можно сделать вывод, чем больше ребёнок познает и пробует, тем выше будет уровень его творческой активности в последующие возрастные периоды.
Под творчеством мы понимаем такую деятельность, в результате которой появляется новый продукт. Исследователи детского творчества Л. С. Выготский, Г. В. Лабунская, Н. А. Ветлугина отмечали реалистическую основу возникновения детского творчества [2]. Окружающий мир отражается в его изобразительной деятельности. Этот этап появления замысла характерен для творческой деятельности детей дошкольного возраста и развитие он получает в процессе исполнения деятельности. «Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения – это тот необходимый опыт, при котором их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным, насыщенным, ярким и приобретёт истинно эстетический характер» [1].
Художественно-изобразительный процесс – это полноценный процесс развития, доступный данному возрасту, развивающий координацию действий «рука-глаз», обогащающий знания, умения и навыки. При скоординированных действиях нервной и мышечной системы ребенок становится более самостоятельным, выполняет самостоятельно множество движений, становится более организованным. Развитая мелкая моторика влияет не только на умение использовать свои ручки, но и способствует развитию речи и словарного запаса. Таким образом, занятия художественной деятельностью с учетом психологических и физиологических качеств и правильной организации деятельности способствует развитию ребенка умственных, физических, духовно-психологических качеств.
Мы считаем, что важным условием эффективного развития творческих способностей дошкольников является использование в работе различных нетрадиционных техник рисования:
-         монотипия – по гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге делается рисунок гуашью или акварельными красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении [4];
-         диатипия – на ровную пластину из пластика или оргстекла накатываем валиком тонкий слой краски, сверху два листа бумаги. На верхний надавливаем любым способом карандашом, ручкой, пальцами и т.д. Рисуем, тыкаем, смещаем. На нижнем листе прикосновения пропечатываются следами краски в зеркальном отражении;
-         граттаж (еще называют «цап-царапки») – рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью. Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать [4];
-         кляксография – техника рисования на основе спонтанных пятен и брызг. Суть данной нетрадиционной техники заключается в том, чтобы разглядеть в кляксе какой-то рисунок, образ и дополнить его деталями. Для рисования в такой технике не нужно особых навыков, достаточно только включить фантазию;
-         рисование пальчиками и ладошкой. Данная техника позволяет ребенку почувствовать краски, их характер, настроение, развивает тактильное восприятие, мелкую моторику, а также ребёнок делает свои первые шаги в освоении цветовых гамм. С помощью данной техники детям легко объяснить что такое пуантилизм – стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя. Оптическое смешение трех основных цветов и пар дополнительных цветов дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов.
-         печать разных предметов и фактур. Например, печать листьев и растений развивает видение художественного образа, замысла через природные формы, развивает интерес к природе, окружающему миру;
-         рисование на манке, песке, на мятой бумаге, на влажной бумаге. Фактурные, сыпучие материалы, в частности песок, активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладоней, это способствует развитию мелкой моторики рук, что, в свою очередь, развивает главные психические процессы - внимание, мышление, речь. Песок – та же краска, только работает по принципу «света и тени», добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли. В процессе обучения детей технике рисования эффективно развиваются творческие способности;
-         рисование различными предметами (ватными палочками, нитью и т.п.).
Подводя итог, нужно отметить, что использование различных художественных материалов увлекает и вызывает неподдельный интерес дошкольников. Увеличиваются знания, умения и навыки в работе с разнообразными художественными средствами. Использование нетрадиционных техник рисования как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность. Творческий процесс учит детей быть смелыми, открывать для себя новое и исследовать окружающий мир доступными ему средствами.


Литература:
1.   Ветлугина Н.А., Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972. – 264с.
2.   Выготский Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте. - М.-Л.: Госиздат, 1930. – 117с.
3.   Поддъяков, Н.Н., Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: концептуальный аспект / Н.Н. Поддъяков. – Волгоград: Перемена, 2015. – 28 с.
4. Войновксая Е.Л., Продуктивная деятельность в дошкольном образовании [Электронный ресурс] https://luchiki-doukvds4.edumsko.ru/articles/post/286923.