Выпуск № 20 (95) 2021

Матвеева Н.И. Использование игровой методики как средство формирования ино-язычных коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Информация об опыте
В современном, динамично развивающемся обществе все более четко прослеживаются тенденции к интернационализации и интеграции разных сфер человеческой деятельности. Сегодня развитие разносторонних отношений с другими странами сделало язык реально востребованным обществом. Сейчас от человека, на пороге его выхода в самостоятельную жизнь, требуется готовность участвовать в любой социально-необходимой деятельности, требуется гибкость мышления и способность по необходимости перестраиваться. Известно, что новый социальный заказ повлиял на пересмотр целей образования в целом и обучения английскому языку в детском саду в частности.
С учетом социального заказа, запросов и потребностей современного общества в нашем ДОУ оказывается дополнительная образовательная услуга по раннему обучению иностранному (английскому) языку детей дошкольного возраста. Данная работа осуществляется со средней группы и охватывает два возрастных периода: с 4до 5 лет, с 5 до 6 лет.
Актуальность опыта
Дошкольный возраст уникален для овладения языком в силу таких психических особенностей ребенка как быстрое запоминание языковой информации, способность анализировать и систематизировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Поэтому проблемы раннего обучения иностранному языку продолжают оставаться в центре внимания исследователей.
Как в отечественной (Л.С. Выготский, С.И. Рубинштен), так и в зарубежной психологии (Б. Уайт, Дж. Брунер, В. Пенфильд, Р. Робертс, Т.Элиот) В этом возрасте ребенок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд. При обучении иностранному языку дошкольников особое значение приобретает развивающий аспект обучения, который предусматривает общее совершенствование речемыслительных процессов. Для этого необходимо использовать игры и игровые ситуации, игрушки как предметную наглядность и такие слова и выражения на иностранном языке, при помощи которых дети могут общаться друг с другом и педагогом.
Игра - это главный мотивационный двигатель ребёнка. Тот методический инструмент, который обеспечивает готовность к общению на языке. Д.Б.Эльконин отмечал: «Влияние игры очень многосторонно. Переоценить её развивающее значение невозможно».Этот фактор необходимо учитывать при обучении иностранному языку детей дошкольного возраста. Игра является способом создания положительной мотивации. Игра представляет большую возможность для развития коммуникативных способностей. В общении с взрослым сначала через прямое подражание, затем через словесные инструкции ребёнок приобретает основной социокультурный опыт.
Таким образом, игры и игровая методика являются основным материалом для использования в качестве содержательной основы на ранней ступени обучения. Никакой другой материал не обладает таким обучающим потенциалом, как игры. Они способствуют формированию мотивации учения, повышают воспитательные и образовательные возможности иностранного языка как учебного предмета и являются прекрасным средством обучения общению на английском языке. Как известно, интерес как мотив играет важную роль в обучении дошкольников иностранному языку. Если дети заинтересованы в обучении, они легко преодолевают трудности, хорошо овладевают материалом, у них формируются прочные речевые умения и навыки. Важными свойствами личности, которые необходимы для успешного овладения иностранным языком, являются наличие положительной установки, интерес к жизни и культуре разных стран, как проявление вообще активного интереса к миру, а также коммуникабельность личности, то есть желание и умение вступать в общение с другими людьми и способность легко адаптироваться к различным ситуациям общения. Что же касается коммуникабельности и наличия положительной установки, то дети пяти-шести лет в большинстве своем достаточно коммуникабельны и лишены тех многочисленных комплексов и зажимов, которые становятся психологическим барьером для многих взрослых в овладении иностранным языком как средством общения; они любознательны, и стремятся к активному познанию мира. Всё это доказывает актуальность овладения иностранным языком в раннем возрасте и требует поиска эффективных путей совершенствования преподавания.
Игры на занятиях же не должны быть эпизодическими и изолированными. Поэтому очень важно использовать в работе с детьми всевозможные игры, тем самым, создавая возможную языковую среду на учебных занятиях и на занятиях кружка. Игра же создаёт прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в дошкольном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. Изучив и проанализировав имеющиеся практические наработки таких авторов, как Вербовской М.Е., Шишковой И.А., Бонк Н.А., Штайнепрайс М.В., была разработана система работы с детьми дошкольного возраста.
Новизна опыта Новизна опыта состоит в комбинировании известных игр и методик, в усовершенствовании отдельных сторон педагогического процесса. И заключается в создании определенной системы применения методов и приемов, нацеленных на формирование коммуникативных навыков иноязычной речи, привитии интереса к изучению иностранного языка и подготовке к дальнейшему обучению в школе.
Технология описания опыта
Цель: формирование у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков общения на английском языке, привитие интереса к изучению иностранного языка и подготовка к дальнейшему обучению в школе путем активного использования системы игр и игровых методик в учебном процессе.
Задачи: -развитие психических функций, связанных с речевыми процессами (восприятия, памяти, мышления), и личностных качеств (эмоциональных, творческих, социальных, когнитивных и языковых);
-развитие способностей к усвоению иностранного языка (фонематический слух, объем слухоречевой памяти, имитационные способности, скоростное проговаривание), которые могут стать мотивирующим фактором для дальнейшего изучения иностранного языка;
-приобщение детей средствами языка к иноязычной культуре и осознание ими родной культуры, воспитание межкультурного видения ребенка;
-воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности (адекватная самооценка и ранняя социализация дошкольника);
-формирование способов учебной деятельности (учить учиться);
-формирование интереса и мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка.
Основные принципы обучения:
-коммуникативная направленность;
-комплексная реализация целей: воспитательной, развивающей и практической;
-осознанное овладение иностранным языком;
-наглядность;
-повторение, реализация речевых умений в повседневной жизни;
-системность и последовательность (от простого к сложному);
-индивидуализация и дифференциация.
Для работы была создана большая игротека настольных и словесных игр, подобран ряд сюжетных и предметных картинок, собраны большие коллекции песен, стихов для обучения детей английскому языку. Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации Основной образовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра». Активно используются вариативные формы обучения: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная, парная, игровая. Основной формой работы с детьми, ведущим видом деятельности является игра.
При этом все образовательные задачи решаются путем соответствующего им подбора игр и игровых упражнений, рационального распределения и чередования объема умственных нагрузок. Игры первой части занятия обеспечивают активизацию внимания, памяти, мышления, разминку речевого аппарата. Основная часть занятий имеет варианты. Есть занятия, где планируются игры и игровые приемы на введение нового материала. Есть занятия, где проводится комплекс упражнений в игровой или имитационной форме, направленные на закрепление и систематизацию речевых умений. В заключительной части планируются подвижные игры со словами. Игры применяются с различными целями: при введении и закреплении знания лексики и моделей иностранного языка; для формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного общения детей на иностранном языке. Усложняя игру в процессе обучения, очень важно следовать принципам постепенности, последовательности и доступности в обучении. Чем больше дети погружаются в атмосферу игры, тем успешнее проходит обучение. Главное условие проведения любого занятия – эмоциональный фон, комфортная атмосфера. Играть и радоваться с детьми, стараемся чаще их хвалить и поощрять, ободрять детей жестами, словами и улыбкой.
В обучении английскому языку отводится системе игр:
-подвижные игры;
-дидактические игры;
-сюжетно-ролевые;
-игры-драматизации и инсценировки;
-пальчиковые;
-фонетические упражнения в игровой форме.
Подвижные игры широко используются на занятиях. При изучении элементарных правил дорожного движения в рамках темы «Цвета» проводится игра «Светофор» («Traffic lights»). В ходе игры дети запоминают цвета светофора – красный, желтый, зеленый; учатся внимательности.
Red light – we stop,
Yellow light – we wait,
Green light – we go.
Вариантом подвижной игры становится игра “Catch me” (Поймай меня). Дети делятсяна команды, одна команда надевает маски котят, другая – мышат. По команде ведущего – “1,2, 3. You catch me” – котята ловят мышей. Игра «Посмотри и повтори» («Зеркало»). Дети в «волшебной стране». «Зеркала» тоже волшебные в этой стране. Например, Саша прыгнет и скажет: «I jump» и «зеркала» тоже прыгнут и скажут «We jump». «Зеркалами» могут быть 5-6 детей. Далее игру можно продолжить и разнообразить. «Волшебное королевство заколдовал злой волшебник, зеркала стали кривыми. Движение надо повторить по-другому, а назвать так же. Кривые зеркала говорят: «Мы бежим» вслед за ведущим-ребенком, а сами прыгают.
Сюжетно – ролевые игры подразделяют на ролевые, игры-драматизации. Для игр-драматизаций самым благодатным материалом являются известные сказки: «Three Little Pigs», «The turnip», «Kolobok», «The house in the wood», «Hare house», и др., где маленьким актерам предоставляется полная свобода выбора роли, а сама игра-драматизация строится на основе уже знакомых детям лексических единиц и речевых оборотов. Использование компьютерного оборудования, мультимедийного, аудио- и видео- средств, видео рассказов, сказок, познавательного материала в непосредственной образовательной деятельности способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности дошкольников. Это приносит удовлетворение дошкольникам. Дети с интересом слушают и смотрят английские и познавательные фильмы, по ходу следует рассматривать картинки и одновременно проговаривать слова. Присутствие носителя языка способствует успешному усвоению фонетического материала.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей
Игра-диалог в первой части занятия проводится с целью развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Педагог: Hello, my kids!
Дети: Hello!
Педагог: What’s your name?
Ребёнок: My name is…
Педагог: How are you?
Дети:Fine. Педагог: Who are you? A boy or a girl?
Ребёнок:A boy / a girl.
Пальчиковые игры и упражнения отображают реальность окружающего мира, а их сопровождение стихами, загадками, потешками вырабатывает правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельности, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии. Тактильные ощущения пальцев рук, которые являются источником мощной импульсации в кору головного мозга, «тревожат» речевые зоны и активно развивают звуковую культуру речи. Периодически желательно возвращаться к заученным ранее пальчиковым играм, поскольку детей ободряет повторение того, что они хорошо знают.
Учитывая тот факт, что обучение фонетике занимает одно из ведущих мест на начальном этапе изучения английского языка, в работе активно используется фонетический подход. Для того чтобы постановка произношения не утомляла детей, а проходила весело и интересно, используются фонетические упражнения в игровой форме. Например, детям предлагается послушать «Сказку о язычке»: у язычка есть хозяин, сам ребёнок, язычок надо сделать послушным. Целесообразно возвращаться к сказке на каждом занятии, выполняя упражнения «Насос», «Воздушные шарики», «Жуки», «Кашель язычка» и т.д
Представленный опыт доказывает, что обучение английскому языку возможно начинать с дошкольного возраста, при этом необходимо использовать разнообразные игровые методы и приёмы, которые позволяют сделать процесс обучения интересным и доступным. Через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребёнок развивается, воспитывается, познает мир и себя, то есть овладевает всем тем духовным богатством, которое может дать ребёнку процесс иноязычного образования. Развитие на ранней ступени не менее практично, чем само владение языком, поскольку является предпосылкой успешного обучения в будущем.
1. Гальскова И.Д., Глухарева Е.А. Раннее обучение иностранным языкам в ФРГ // Ин. яз. в школе. – 1991. - № 1. – С.88-91.
2. Кулиш В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. – М., 2001.
3. Малкина Н.А. Методика использования сказки в обучении дошкольников устной речи на английском языке: Автореф.диссертация канд.пед.наук. – М., 1992.
4. Протасова Е.Ю. Обучение иностранному языку дошкольников (обзор теоретических концепций) // Ин. яз. в школе. – 1990. - № 1.
5. Рыжкова И.А. Мой первый учебник по английскому языку. – М.: Аквариум, 1998.
6. Сердюк Е.Г., Баленпо Т.Б. Английский язык и дошкольник. – М., 1995.
7. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский язык для малышей. Учебник. – М., 2004.
8. Штайнепрайс М.В. Программа обучения дошкольников английскому языку. – М.: ТЦ Сфера, 2007.