Выпуск № 40 (66) 2020

Бузакова А.И., Гладыщева Н.В., Мангеровская Л.М., Асланова А.К. Роль музыкального фольклора Белгородчины в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Приобщение детей к основам русской национальной культуры с раннего детства, а может быть и с колыбели, когда у них ещё только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способности — важнейшая духовно-нравственная и эстетическая задача современной культурно-образовательной политики государства.
В народе говорят: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». И этим фундаментом является народный фольклор, на котором строится, раскрывается ребёнок как личность. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.
Любой народ продлевает себя в детях. Естественно стремление цивилизованного народа иметь этнопедагогику в дошкольном образовании. Академик Д. С. Лихачёв сказал: «Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Духовность надо воспитывать с раннего детства. Поэтому фольклор — это не просто наше наследие, но наряду с православием ещё и та основа основ, на которой держится нравственность.
Целью работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников является знакомство детей с произведениями фольклора и их исполнением, воспитание любви к родной природе, к растительному и животному миру, формированию умения видеть и слышать голоса природы, чувствовать, соприкасаться с ней. Посредством простых попевок, произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий игровых песенных припевов, прибауток, скороговорок готовить детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара. И уже как вершина творческих достижений — это участие дошкольников в фольклорных праздниках.
Именно там дети смогут применить все свои умения: навыки сольного, ансамблиевого и хорового народного пения, игровых действий, плясок, хороводных движений, игры на народных инструментах.
В программе дошкольного образования «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад, авторы обращают внимание на воспитание у детей высоко нравственных, патриотических чувств. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо изучать культуру своих предков. По решению педагогов вариативная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает национальный региональный компонент «Знакомим дошкольников с малой родиной».
Система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников определяет решение следующих задач:
- познакомить детей с разнообразием и особенностями фольклора Белгородчины, развивать интерес к нему;
- оказывать содействие накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений;
- расширять знания и представления детей о национальной культуре и национальных традициях Белгородской области;
- способствовать оптимальному развитию музыкальных способностей детей.
В основе содержания данной системы — четыре основных компонента, которые должны учитываться при формировании основ фольклора в музыкальной деятельности детей: эмоциональный, деятельностный, познавательный, социально-личностный.
Эмоциональный компонент обусловлен спецификой фольклорного искусства, его яркостью, эмоциональной заразительностью.
Познавательный компонент связан с расширением знаний и представлений детей о музыкальном и поэтическом фольклоре нашего региона. На основе получаемой информации у детей развиваются познавательная активность, интерес к музыке, художественному слову, игре на народных инструментах.
Деятельностный компонент также важен. Поскольку сам процесс музыкального развития ребёнка происходит в разнообразной музыкальной деятельности (восприятие-слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах), где каждый из видов деятельности имеет самостоятельное значение. Ребёнок овладевает необходимыми умениями для успешного проявления своих способностей в пении, движении под музыку, игре на детских музыкальных инструментах.
Социально-личностный компонент предполагает развитие у детей интереса к фольклору, желание узнавать традиции нашего региона, песни и танцы.
Ребёнок может себя самореализовывать в процессе музыкальной деятельности на занятиях, фольклорных праздниках, творчески самовыражаться, что послужит базой для установления положительных взаимоотношений каждого ребёнка со сверстниками и со взрослыми в ДОУ и в семье.
Нравственно-эстетический потенциал фольклорных произведений для развития личности ребёнка, его самосознания и духовности огромен. В работе используются разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. При знакомстве с устным народным творчеством (прибаутки, скороговорки, небылицы, потешки, загадки) у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актёрского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театральных действий. Обучение игре на народных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, чувство слаженности в игре ансамблем. Осмысление образного содержания, умение выполнять движения со сменой характера музыки, менять ритм, темп приходят во время постановки народных танцев.
Свою работу по музыкальному воспитанию стараюсь строить на основе народного календаря. Главная особенность такого подхода - прослеживание сезонного труда взрослых в песнях, танцах, обрядах. Заклички («Солнышко», «Дождик, дождик, пуще») учат детей общаться с явлениями природы как с живыми существами, от которых зависят результаты земледельческого труда. Попевки и приговорки («Иванушка-рачек», «Из-за леса, из-за гор») дают радостное мироощущение и оптимизм. Колыбельные песни («Ой, баиньки, баиньки», «Заинька, серенький», «Люли мои, люли») — своеобразная школа жизни для ребёнка, содержащая огромный информационный, эмоциональный и творческий потенциал. Частушки учат тонкому юмору и доброте. Обряды передают глубинную мудрость.
Календарный праздник — своеобразный итог проведённой работы земледельца, где ребёнок приобщается к этническим ценностям в доступных формах. Во время проведения таких праздников создаются яркие образы, воспитывается вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление стать ближе к своему народу. В итоге у ребёнка остаётся детство с красотой, радостью, положительным фоном.
Какие же народные праздники мы отмечаем в нашем детском саду? Это и «Осенины» с народными играми («Посадил дед репку», «Да сидит Дрёма», «Здравствуй, дедушка Семак»), песнями («Как на поле при дороге ячмень уродился», «Нивка золотая») и загадками. «Святки», где исполняют колядки, щедровки («Ой, каледа, каледа», «Куры рябые», «Добрый вечер»). «Масленица» с народными играми («В козу», «В клубок»), частушками, угощением блинами. «Весенний фольклорный праздник» с закличками («Жаворонок-дуда»), плясовыми («Я посеяла ленку», «Как во нашей во избушке»), хороводами («А во дворе дождь, дождь»)
Народные праздники всегда связаны с игрой. Важно помнить, что народные игры как жанр народного творчества, являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Испокон веков в народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, проявление смекалки, выдержки, стремление к победе. Отличительный характер всех русских народных игр в том, что в них проглядывается любовь русского человека к веселью, удальству. Характер народа сказывается и на народных играх. Игра — всегда развлечение, забава и в тоже время игра — наиболее сложный вид детского фольклора, в котором сочетаются элементы драматического, словесного, музыкального творчества.
Ни один народный праздник не обходится без игры на музыкальных инструментах. Знакомить с ними детей начинаем уже с раннего возраста: показываем свистульку, колокольчик, деревянные ложки. Учим детей играть на этих инструментах.
Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда и быта находят отражение в календарном и обрядовом фольклоре, хороводных песнях, инструментальных наигрышах.
Освоение традиционной народной культуры невозможно без визуального ряда, т. е. широкого использования в работе наглядного материала: игрушек, народной одежды, предметов быта, декоративно - прикладного творчества, иллюстраций, фотографий. Знакомство ребёнка с региональной спецификой традиционной народной художественной культуры имеет огромное значение для воспитания патриотических чувств, любви и уважения к старшим, своей земле, малой родине.
Литература:
1. Князева О. Л, Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа С-Петербург изд-во «Детство-ПРЕСС» 2004.
2. Жиров М. С, Жирова О. Я. Азбука народного фольклора в дошкольных и
досуговых учреждениях. Региональная программа.