Выпуск № 1 (76) 2021

Позднякова Г.В. Использование технологии активных методов обучения в образовательном процессе ДОУ

В современное время в нашей стране происходят изменения в системе образования: происходит внедрение ФГОС, и это вносит свои коррективы в содержание образовательной программы. На смену традиционным методам приходят инновационные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
Внедрение активных методов обучения в воспитательно-образовательный процесс ДОУ полностью отвечает требованиям ФГОС.
Актуальность и перспективность опыта. В настоящее время педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии педагогических подходов к развитию детей, в обширном спектре современных технологий. Разработка и внедрение активных методов обучения представлено в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но использование активных методов обучения в условиях дошкольного образования недостаточно изучено и проработано на практике, что предопределило актуальность данной темы.
Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками, а не просто пассивно усваивают предложенные педагогом знания.
Сегодня дети хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Современным детям не нравится сидеть на занятиях и запоминать огромную массу информации. Что нужно сделать для изменения этой ситуации? Необходимо превратить скучное занятие в увлекательную игру. Цель, содержание занятия оставить прежними, но изменить мотивацию, эффективность и качество работы! Основные направления работы с применением АМО: педагогика сотрудничества педагога и детей и совместный поиск лучших решений.
Технология АМО предполагает переход от пассивности «СИС - сиди и слушай» к активности «ДИД - думай и делай!».
Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности.
Опыт работы, посвященный проблеме использования активных методов обучения в образовательном процессе ДОУ, возник и развивается в настоящее время в МБДОУ №11 в течение 3 лет.
Цель опыта работы: создание системы педагогической деятельности по внедрению в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения технологии АМО.
Задачи опыта работы:
• формирование положительной учебной мотивации;
• повышение познавательной активности детей;
• активное вовлечение детей в образовательный процесс;
• стимулирование самостоятельной деятельности;
• развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
• эффективное усвоение большого объема информации;
• развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
• развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности ребенка;
• раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ребенка;
• развитие навыков самостоятельного умственного труда;
• развитие универсальных навыков.
Работа велась в двух направлениях: в повышении уровня знаний педагогов и непосредственно в образовании дошкольников.
Были выделены основные этапы работы:
- изучение опыта коллег и накопление собственного опыта (нами была изучена методическая и научная литература по данной проблеме, пройдены электронные курсы и вебинары по теме «Применение АМО в дошкольном воспитании и образовании»);
- пополнение и обогащение предметно-развивающей среды;
- создание в непосредственно образовательной деятельности с детьми благоприятной атмосферы для работы (сопереживания, соучастия, сотрудничества);
- постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать детей;
- систематическое внедрение АМО в процессе проведения НОД и другой организованной деятельности (прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения);
- анализ работы в данном направлении, мониторинг уровня познавательных и творческих способностей воспитанников;
- обмен опытом работы с коллегами (выступление на педагогическом совете, мастер-класс для педагогов, проведение консультаций для педагогов ДОУ);
В процессе освоения и применения на практике АМО нами были определены и освоены в учебно-воспитательной деятельности следующие основные этапы НОД:
1.       Раздел. Начало образовательного мероприятия.
1 этап: Приветствие. Можно необычно начать занятие, предложив детям поздороваться локтями, глазами, носиками для создания позитивной и комфортной атмосферы.
2 этап: Погружение в тему. Для обеспечения мотивации обучения и осмысления процесса обучения можно использовать методы «Цветик-семицветик», «Дерево».
3 этап: Определение ожиданий и опасений. На данном этапе с помощью методов «Воздушные шарики и тучки», «Мишка опасается, что…» можно добиться концентрации внимания детей и обеспечения ответственности за результат предстоящей работы.
2.       Раздел. Работа над темой организованной деятельности.
1 этап: Закрепление изученного материала можно осуществить при помощи таких методов, как «Найди пару», «Убери лишнее».
2 этап: Презентация учебного материала. Этот этап можно осуществить при помощи методов «Волшебный мешочек», «Корзина идей».
3 этап: Проработка содержания темы, этот этап предназначен для усвоения нового материала при помощи таких активных методов, как «Мозговой штурм», «Метод проб и ошибок», «Метод любования», «Метод проектов», «Путаница».
3.       Раздел. Завершение образовательного мероприятия.
1 этап: Эмоциональная разрядка (разминка). Проводится для снятия у детей напряжения и усталости путём применения активных методов «Земля, воздух, огонь и вода», «Эстафета».
2 этап: Рефлексия. Назначение: получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения. Дети самостоятельно анализируют и оценивают занятие, свою активность в процессе работы путём применения педагогом таких методов, как «Чемодан наших успехов и достижений», «Кафе».
Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями занятия или мероприятия. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей занятия. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид занятию или развлекательному мероприятию.
Применение данных методов на занятиях и в организованной деятельности позволяют значительно повысить интерес и активность детей в процессе работы, способствует устойчивости внимания, улучшению запоминания новых слов и определений, активизации речи детей и познавательных способностей.
Результативность опыта. Подводя итоги по данной проблеме в работе с детьми можно отметить положительную динамику роста высокого и среднего уровней развития познавательной активности на 23% и 34% соответственно.
Основные выводы. Использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствуют созданию в образовательной деятельности с детьми благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной деятельности; способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег; систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.
Поэтому могу с твердым убеждением и на основе собственного опыта утверждать - это не только возможно, но и необходимо начинать использовать АМО именно в дошкольном возрасте. Активные методы обучения позволяют развивать мышление дошкольников; способствуют их вовлечению в решение проблем, в соответствии с возрастными особенностями; развивают практические навыки и умения; побуждают к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении зна­ниями. Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний, что подтверждается высокой мотивацией детей при использовании активных методов обучения. Активные методы обучения - это методы, соответствующие силам и возможностям детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
1.       Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 112 стр.
2.       Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.-1966.-№6. – С. 13-15.
3.       Зверева О. Сюжетно-ролевая игра //Игра и дети.- 2003.-№ 6. – С.14-17.
4.       Кларин М.В. Игра в учебном процессе // Сов. педагогика. – 1985. – №6. -с.57-61.
5.       Крулехт, М. Инновационные программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2003. -№ 5. -С. 74-79.
6. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М., 1974.
7. Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание. -1983. - № 10. - С. 38-46.
8. Матюшкин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» – М.: Директ-Медиа, 2008. – 392 с.
9. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.- М.: Высш. шк., 1991.-176 с.