Выпуск № 47 (122) 2021

Аврамчук Ю.М., Липич О.И. Консультация для родителей «Подготовка к школе посредством игровой деятельности»

«Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, - пишет Б. В. Никитин. – Чтобы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представлениям, купается в нем ваш ребенок. И надо сделать это быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь»
Без игры не бывает нормального счастливого детства. Но игра – это не только удовольствие и радость. Это тот самый мир, в котором он не только живет и через него постигает жизнь, но и учится строить взаимоотношения с другими людьми. Ребенок играет и у него развивается память, внимание, мышление, воображение. Все эти качества необходимы для успешного обучения в школе, и благополучной адаптации в новом школьном сообществе. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников считаться с интересами товарищей, выполнять наравне со всеми установленные правила, прилагать определенные усилия для преодоления встречающихся трудностей.
Дошкольный возраст – самый замечательный период в жизни каждого человека. В это время у ребенка развиваются мотивации, желание что – то делать, выражать себя, творить, общаться. Собственная активность ребенка происходит в игре, рисовании, пении, танцах. Почему все считают игровую деятельность ведущей для ребенка дошкольного возраста? Потому что в игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жить. Недопустимо недооценивать значение игры в развитии дошкольника, учебная деятельность начинает формироваться только с семи лет, а значит, мы можем научить его чему – то новому только в игре. Ведь подготовка к школе заключается не в том, чтобы научить его читать и писать. Многие родители думают, что чем раньше он этому научится, тем более развитым он станет. Но это совсем не так, это абсолютно неверное решение. Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые детские годы, где ребенок научился и любит играть. Нередко родители отказывают ребенку в совместной игре, это неправильно, вы лишаете радости общения, получении чего – то нового и себя и своего ребенка.
Как мы уже упоминали, игра имеет самое непосредственное отношение подготовке школе. В ней есть все для полноценного развития ребенка.
До начала учебной деятельности наших детей у нас есть еще время. Да, большую часть дня дети проводят в детском саду, и играют там со сверстниками, но как для них важно и необходимо общение с родителями, дети с восторгом рассказывают и педагогам и своим друзьям, как они играли с Вами дома. Жаль, что это не часто можно услышать. Нам, педагогам, хотелось бы предложить вам так называемые «домашние» игры, упражнения, которые поспособствуют подготовке детей к успешному обучению в школе.
В эти игры можно играть даже тогда, когда вы заняты домашним хозяйством.
Если вы готовите что – либо, используя муку, предложите ребенку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, буквы, цифры.
Ели вы решили приготовить яичницу, то отдайте своему ребенку чистую скорлупу и пусть он разломает ее на мелкие кусочки и составит картинку или фигурки, как из мозаики, а если эти кусочки еще приклеить к какой – либо основе, то их можно и раскрасить. Получится замечательный домашний шедевр вашего ребенка.
Можно предложить обвести на бумаге любой домашний предмет, (например: ложку или вилку) с закрытыми глазами. Сам рисунок нужно заштриховать.
Для развития мелкой моторики, которая очень важна для успешного обучения в школе, мы предлагаем выполнять с ребенком как можно чаще следующие упражнения:
Ø Штриховка карандашом (не фломастером) в различных направлениях;
Ø Рисование красками, карандашами;
Ø Лепить из пластилина, глины;
Ø Вырезать из бумаги и составлять аппликации;
Ø Рвать бумагу руками;
Ø Складывать бумагу по способу оригами;
Ø Собирать из конструктора;
Ø Завязывать шнурки;
Ø Вязать веревочные узлы;
Ø Пришивать пуговицы, вязать, вышивать.
А вот для развития память, которая очень необходима для успешного обучения школе, есть интересные упражнения, например:
Ø Попросите ребенка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки (кстати, пусть и он примет участие в наведении порядка) пусть он ее нарисует. После уборки ребенок должен сравнить комнату до уборки и после (т.е. найти отличия), а рисунок поможет ему в этом.
Ø Предложите ребенку роль наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течении, какого – то времени (например 5 – 15 минут), а затем называть по порядку все ваши действия.
Ø Попросите пересказать сказку, стихотворение, которое вы прочитали ребенку.
Ø Рассказывать вечером какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день или за какой – то промежуток времени, например, пока ужинал.
Ø Смотреть на любой предмет в течении, 30 секунд, а затем либо нарисовать, либо словесно описать его.
Развивая внимание своего ребенка, вы будете уверены, что и в школе он будет слушать внимательно, не отвлекаться на посторонние раздражители, что так же сделает его обучение успешным. Мы предлагаем вам несколько упражнений на развитие внимания:
Ø Соревнование с ребенком: вы ищете предметы, начинающиеся на звук «П» (или другую букву) на кухне, а он – в комнате, только если он победит не забудьте о поощрении.
Ø Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно поиграть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку и т.д.), а ребенок должен хлопнуть в ладоши каждый раз, когда встретится слово на звук «К» («М», «Б» и т.д.).
Ø Для развития внимания так же нужно учить ребенка выполнять несколько дел одновременно: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать, слушать и рисовать, например:
Рассмотри внимательно картинку. Пока ты будешь ее рассматривать, я буду читать стихотворение, слушай внимательно.
Что бы речь ребенка была правильной ее надо развивать, можно использовать следующие упражнения:
Ø Вы называете любое слово, связанное с тем, что вы делаете в данный момент, ребенок должен придумать словосочетание (горячий утюг, выключить утюг и т.д.).
Ø «Продолжи слово». Суть игры: вы говорите начало слова, первый слог на заданную тему, а ребенок должен его продолжить. Например, по теме «Кухня»: слог «ду» - духовка, «ча» - чайник и т.д.
Ø Чаще просить ребенка пересказать книгу, рассказать, что он делал вчера, после завтрака и т.д.
Так же в «домашние» игры необходимо включить упражнение на развитие мышления ребенка.
Ø «Скажи слово наоборот».
Ø «Найди предмет». Усложненный вариант первой игры, нужно найти исходное слово и показать предмет, который оно обозначает.
Ø «Что общего?». Предложите ребенку найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете, например: что общего между ножом и луком (нож острый, а у лука острый запах), пылесосом и веником и т.д.
Ø Разгадывание и составление ребусов.
Ø Рисование комиксов.
Ø Составлять из предложенных слов предложение.
Ø Составлять из геометрических фигур картинки.
Развитие пространственных представлений у ребенка так же важно для подготовки к обучению в школе, например игра: «Найди предлог». Играть можно в эту игру в любом помещении, вы загадываете предмет, ребенок находит его, выполняя ваши команды (1 шаг вперед, 2 шага влево, посмотри вниз и т.д.) затем вы меняетесь ролями. Очень полезна игра в «Морской бой».
Эмоциональная сфера ребенка так же требует вашего внимания, мы предлагаем такие упражнения:
Ø При чтении сказок, просмотре мультфильма спрашивать у ребенка, что чувствуют герои, какое у них настроение.
Ø Чаще говорите ребенку о собственном состоянии (например: «Я сегодня очень рада, мне хочется петь и танцевать» и т.п.)
Развивая воображение ребенка, попросите его показать (изобразить жестами, позой) различные предметы мебели. Предложите рассмотреть разные овощи и сказать на, что они похожи. Соединять (мысленно или на рисунке) части разных предметов (например: представить слона размером с мышь или кошку с размером слона, и нарисовать или слепить из пластилина).
И в заключении нам хочется сказать, что играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий:
Ø Четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры.
Ø Занимать в игре позицию равноправного партнера.
Ø Во время игры давать ребенку возможность быть в роли, как участника, так и ведущего.
Ø Варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания.
Ø Обязательно поощрять победителя игры.