Выпуск № 47 (122) 2021

Шатерникова И.В. Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольной организации

В настоящее время одной из ключевых задач страны в целом, образования в частности, является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Отражение актуальности данной проблемы находим в Федеральном законе «Об образовании в РФ» (ст. 41), в котором отмечается, что охрана здоровья обучающихся включает в себя пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом и т.д. Также говорится о том, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: наблюдение за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и др [4].
Кроме этого в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из основных задач выступает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В образовательной области «Физическое развитие» указывается на важность становления ценностей здорового образа жизни, овладения его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и
др.) [3].
С целью обеспечения здоровья детей и других участников образовательного процесса, в частности дошкольной организации, используются здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающая образовательная технология, по мнению О.В. Петрова, является системой, создающей максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса [2].
Дошкольный период является благоприятным этапом, чтобы выработать правильные привычки и сформировать здоровый образ жизни у детей.
В своей практике мы активно применяем здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольной организации.
Можно использовать различные виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
-медико-профилактические;
-физкультурно-оздоровительные;
-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
-валеологического просвещения родителей [1].
Основными задачами применения медико-профилактических технологий являются следующие: организовать мониторинг здоровья детей дошкольного возраста и разработать рекомендации по оптимизации детского здоровья; организовать и контролировать процесс питания дошкольников, их физического развития, закаливания организовать профилактические мероприятия, организовать контроль и помощь в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов. В рамках этой технологии в нашем детском саду реализуются такие профилактические процедуры как кварцевание группы, особенно в осенний и весенний периоды, воздушные ванны с самомассажем.
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка-дошкольника. Чаще всего используем отдельные приемы данной технологии в организованной образовательной деятельности, прогулках, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей. Мы постоянно проводим утреннюю гимнастику, физминутки, подвижные и спортивные игры, гимнастику после сна, коррегирующую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, релаксацию. Также организуем спортивные досуги и праздники, оздоровительный бег.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка предполагают комплекс мероприятий, которые обеспечивают комфортное и позитивное пребывание каждого ребенка в детском саду. На практике мы используем игротерапию, сказкотерапию, куклотерапию, музыкотерапию, арт-терапию.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования направлены на, чтобы повысить культуры здоровья педагогов дошкольного образования, в частности культуру профессионального здоровья, развивать потребность к здоровому образу жизни. Для этого в нашем дошкольном учреждении проводятся семинары-практикумы, обсуждаются вопросы здоровьесбережения на педагогических советах, предлагаются консультации.
Технологии валеологического просвещения родителей подразумевают проведение разнообразных мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей: родительские собрания, консультации, беседы, праздники здоровья, семинары-практикумы и т.д.
Таким образом, использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольной организации обеспечивает положительные результаты процесса сохранения и укрепления здоровья детей. Рекомендуется применять различные виды здоровьесберегающих технологий, что обеспечивает вариативность дошкольного образования, повышение интереса и мотивации участников образовательных отношений к процессу формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления собственного здоровья.
Библиографический список
1.       Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология XXI века: Пособие для исследователей и практ. работников / Авт.-сост.: Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – М.: АРКТИ, 2003. – 75 с.
2.       Петров В.О. Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя сельской школы / Сельская школа как личностно-ориентированная образовательная система: Материалы научно-практической конференции. –Ростов-на-Дону: РГПУ, 2004. – С.12-18.
3.       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.
4.       Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета. – 2012. – № 303.