Меню - Вестник дошкольного образования
Выпуск № 40 (66) 2020

Коваль Ж.В. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Стихи В.В. Лунина»

Цель: развивать интерес к художественной литературе, формировать нравственно-эстетические качества личности.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить с творчеством В.В. Лунина;
- развивать умение анализировать стихотворное произведение;
- учить составлять небольшой рассказ без опоры на наглядный материал.
Развивающие:
- развивать воображение, память, слуховое восприятие, быстроту реакции;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать эмоциональную сферу.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к поэзии;
- воспитывать умение давать эстетическую оценку, высказывать своё
мнение.
Материалы к занятию:
- выставка книг В.В.Лунина;
-электронный носитель информации с записью музыки для релаксации.
Ход занятия.
1. Дети стоят на ковре врассыпную.
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Виктора Владимировича Лунина и будем читать его стихи. Но сначала давайте немного помечтаем. Представьте, что сейчас тёплый летний день, ласково пригревает солнышко. Лягте, пожалуйста, на ковёр (дети ложатся на спину), закройте глаза и вообразите, что вы находитесь на берегу реки или озера. Слегка плещется вода, а вы идёте по тёплому песку и мечтаете, каждый о чём-то своём (звучит спокойная музыка).
Воспитатель читает тихим голосом отрывок из стихотворения Веры Тасканен «Мечтатель»
По песку вдоль берега шлёпаю босой.
Бриллианты-искорки - брызги над водой!...
На закате солнышко, ветер стих в полях.
Босиком по берегу шлёпаю в мечтах.
Воспитатель приглушает музыку и просит детей медленно подняться.
2. Воспитатель: А теперь, друзья, расскажите, о чём вы мечтали!
Рассказы детей.
3. Воспитатель: Большое спасибо! Какие интересные и разнообразные у вас мечты. Вы представляете, ребята, оказывается, мечтают не только люди, но и животные. Сейчас я прочитаю стихотворение Виктора Лунина, и вы в этом убедитесь. Садитесь поудобнее на стульчики и слушайте. Стихотворение называется «Сказка про Щенка» (воспитатель читает стихотворение).
Cказка про щенка
Решил щенок научиться летать.
- Хочу я птицей, - сказал он, - стать.
Вот крылья достану и ввысь полечу.
Туда полечу, куда захочу!
У курицы крылья щенок одолжил
И начал махать ими что было сил.
Махал он упорно, но от земли
Крылья поднять его не смогли.
Вздохнул он:
- У курицы крылья плохие.
Должно быть, нужны мне совсем не такие!
Возьму-ка я крылья на час у синицы.
Она – настоящая, быстрая птица!
Синичкины крылья щенок одолжил,
Махал ими долго, по полю кружил.
Старался ужасно, визжал и пыхтел,
Но только в канаву с дорожки слетел.
Он понял:
-Нужны мне крылья другие.
Какие?
Наверное, оч-чень большие!
Пойду на скалу, попрошу у орла.
Пусть даст ненадолго два сильных крыла.
Орлиные крылья щенок одолжил
И около дома опять закружил.
Но только недолго он с ними возился.
Устал и без сил на траву повалился.
- Опять не лечу я! – щенок прошептал,
И крылья одалживать он перестал.
Зато по двору он летает как птица
Без крыльев куриных,
орла
и синицы.
Он бегает даже быстрей, чем отец,
И все говорят:
- Он большой молодец!
После чтения воспитатель задаёт детям вопросы:
- О чём же мечтал щенок?
- Зачем он хотел научиться летать?
- Как щенок пытался осуществить свою мечту? Какими словами описывает автор старания щенка? (махал он упорно..., старался ужасно, визжал и пыхтел...)
- Чем заканчивались попытки щенка научиться летать? (куриные крылья его не смогли поднять; с крыльями синицы он упал в канаву; с орлиными крыльями устал и без сил повалился на траву)
- Какое настроение сложилось у вас после того, как вы прослушали стихи?
- Что повлияло на ваше настроение?
- Когда настроение стихотворения меняется?
- Как удаётся Виктору Лунину изменить настроение стихотворения?
После ответов детей воспитатель делает вывод: Виктор Лунин так написал это стихотворение, что, читая его, мы сначала грустим вместе со щенком, сопереживаем ему, жалеем его, ведь он так и не осуществил свою мечту. Но в конце стихотворения грусть уходит, и мы радуемся за щенка, который без крыльев летает по двору как птица. Автор показывает нам, что не любую мечту можно осуществить, но ведь можно делать очень хорошо что-то другое, и получать от этого удовольствие! И это замечательно!
4. Я хочу вам прочитать ещё одно стихотворение о мечтателе, которое тоже написал Виктор Лунин, но давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Летает - не летает».
Дети встают полукругом, проводится игра: воспитатель называет разных птиц, зверей, насекомых, последним называется поросёнок.
5. Воспитатель: А вот Виктор Лунин написал стихотворение о поросёнке, который хотел научиться летать, оно называется «Песенка поросёнка, который мечтал научиться летать». Садитесь, пожалуйста, и послушайте это стихотворение
Песенка поросёнка, который мечтал научиться летать
Есть крылья у мошки, есть крылья у мушки,
Есть крылья у самой невидной пичужки.
И даже – узнал я о том понаслышке –
Ночами летают летучие мышки.
Ах, как бы хотел я и ночи, и дни
Порхать над землёй в небесах, как они,
И хрюкать под солнцем задорно и звонко…
Прошу, помогите, друзья, поросёнку!
Корова летать не умеет, но ловко
Над нами проносится божья коровка.
И облако в выси плывёт без труда,
И тьму прорезает фонарик – звезда.
Ах, как бы хотел и я ночи, и дни
Порхать над землёй в небесах, как они,
И хрюкать под солнцем задорно и звонко…
Прошу, помогите, друзья, поросёнку!
Летают сороки, скворцы и синицы,
Летают над миром прекрасные птицы,
Летают и вьются, плывут и парят,
И сами, как звёзды над миром горят.
Ах, как бы хотел и я ночи, и дни
Порхать над землёй в небесах, как они,
И хрюкать под солнцем задорно и звонко…
Прошу, помогите, друзья, поросёнку!
После чтения воспитатель задаёт детям вопросы:
- Ребята, о чём просит поросёнок?
- Кого он приводит в пример, говоря о том, что они умеют летать?
- Поросёнок хочет стать птицей или мушкой, или хочет летать, оставшись поросёнком?
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему? Если бы вы были композиторами и написали бы музыку к этой песенке, какой бы была эта музыка?
- Виктору Лунину как человеку тонко чувствующему, очень доброму, наверное, тоже было жалко своего поросёнка, и он написал продолжение
«Песенки про поросёнка», и назвал новое стихотворение «Песенка про поросёнка, который научился летать». Послушайте его, пожалуйста.
6. Воспитатель читает «Песенку про поросёнка, который научился летать».
Песенка поросёнка, который научился летать
Идёт по лугу в домик свой
Мышиная семейка.
В просторной клетке золотой
Щебечет канарейка.
Червяк по камушку ползёт,
Цыплёнок маму ищет.
Собака косточку грызёт,
В лесу волчище рыщет.
А я летаю.
Выше скал.
И это мне не снится.
Наконец я поросёнком стал,
Летающим как птица!
Наконец я поросёнком стал,
Летающим как птица!
Летаю я, ой,
Летаю я, хрю,
Летаю я как птица!
По речке быстрой голубой
Гуськом плывут гусята.
В чудесной луже дождевой
Играют поросята.
Спешит козлёнок проучить
Бодливого соседа.
Петух желает получить
Щепоть зерна к обеду.
А я летаю.
Выше скал.
И это мне не снится.
Наконец я поросёнком стал,
Летающим как птица!
Наконец я поросёнком стал,
Летающим как птица!
Летаю я, ой,
Летаю я, хрю,
Летаю я как птица!
После прочтения воспитатель обращается к детям с вопросами:
- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Почему?
- Кого видит поросёнок во время полёта? (все живут привычной жизнью, а в это время над ними летит абсолютно счастливый поросёнок).
- Как Виктор Лунин показывает, что поросёнок счастлив?
После ответов детей воспитатель подводит итог: мечта поросёнка сбылась, и мы - читатели очень рады за него. Такие стихи заряжают читателя хорошим настроением на целый день.
Стихи Виктора Лунина, которые вы услышали сегодня, так же, как и те, что мы читали раньше, заряжены добротой и нежностью. Эти стихи написаны простыми, но очень точными и понятными нам словами. Виктор Владимирович Лунин помогает своим читателям и слушателям быть оптимистами, то есть не отчаиваться ни при каких обстоятельствах.
А мы с вами обязательно будем и дальше знакомиться с произведениями Виктора Владимировича Лунина.
Занятие закончено. Спасибо!
Список использованной литературы:
1. Виктор Лунин. Сметанопад. Ярославль: Академия развития, 2001. 144с.
2. Виктор Лунин. Что хочется лошадке. Москва: Клевер, 2011. 32с.
3. Вера Тасканен. Мечтатель (Электронный ресурс) stihi.ru, 2012.
4. З.А. Гриценко. Пришли мне чтения доброго…. Пособие для чтения и рассказывания детям седьмого года жизни (с методическими рекомендациями). Москва: Просвещение, 2004. 96с.