Выпуск № 40 (66) 2020

Вдовкина О.Д. Использование мнемотехники по обучению дошкольников с ОНР пересказу

Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образо­вательных учреждений.
В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в архисложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
Особую роль в формировании связной монологической речи детей многие исследователи отводят пересказу.
Значение пересказа в формировании монологической речи
1.        Качественное и количественное обогащение словарного запаса.
2.        Практика употребления обогащенной лексики в активной речи.
3.        Формирование грамматического строя, закрепление использования разнообразных, в том числе сложных, грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний.
4.        Усвоение структуры связных высказываний (рассказов), формирование способности их построения, развитие
5.        планирующей функции речи.
5.        Развитие способности к речевому самоконтролю.
6.        Воспитание чувства языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи.
7.Усвоение некоторых художественных приемов и
средств русского литературного языка и языка устного народного творчества.
8.        Параллельно и одновременно с речевыми процессами
9.        совершенствование и активизация познавательных процессов восприятия, представления, воображения, внимания,
10.    памяти и мышления, особенно логического.
9.        Неоценимо значение пересказа для закрепления правильного, чистого, устойчивого звукопроизношения.
Изучив труды педагогов логопедии, а также, в результате работы с детьми с ОНР в данном направлении я пришла к выводу, что значительно облегчают процесс запоминания и воспроизведения текста использование наглядных средств и создания внешнего плана высказывания, т.е мнемотехники. Используя на занятиях данные средства обучения пересказу, я решила воспользоваться названием, которая предложила Т.А. Ткаченко – «опорные сигналы».
Целью занятий по обучению пересказа, с использованием опорных сигналов, является связный целостный логичный непрерывный пересказ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Познакомить с опорными сигналами;
Учить соотносить сигналы с образом;
Учить создавать план высказывания (устанавливать последовательность символов);
Учить пересказывать с опорой на схему.
Развивать навыки связного, логичного, непрерывного пересказа.
На занятиях использовала такие опорные сигналы: мнемотаблицы, мнемодоржки, теневые изображения предметов, картинки, опорные схемы, предметные изображения.Выбор определенных сигналов обуславливается структурой текста для пересказа.В данной работе хочу показать, как я использую определенный вид опорных сигналов в зависимости от текста.При обучении пересказа рассказа Я. Тайца «По ягоды» я предлагаю детям мнемотаблицу и мнемодорожки. В данном виде повествовательного текста прослеживается четкая последовательность появления героев и их действий в сюжете, что очень легко можно показать на схеме в доступной для детского восприятия форме.
На первом этапе, при чтении рассказа демонстрирую мнемотаблицу. После прочтения текста переходим к беседе по тексту. Предлагаю детям ответить на вопросы. Обсуждаем положительные и отрицательные действия и поступки героев. Обыгрываем диалог дедушки и внучки.
На следующем этапе предлагаю работу с мнемодорожками. Мнемодорожки выступают в качестве индивидуального раздаточного материала.
Предлагаю детям игру «Узнай дорожку». Читаю предложения, не соблюдая их последовательность в тексте. Дети определяют у кого соответствующая схема, повторяют предложения с опорой на мнемодорожку.
В дальнейшем предлагаю выстроить схемы по порядку, создавая тем самым наглядный план текста. Сверяем получившийся результат с мнемотаблицей.
Далее прочитываю повторно текст, для закрепления целостного восприятия.
На последнем этапе предлагаю пересказать текст с опорой на мнемотаблицу.
Для закрепления навыков пересказа дома и с воспитателями предлагаю использовать рабочие листы. Такие рабочие листы разработаны к каждому занятию.

По обучению пересказу рассказа Е.Чарушина «Томка», предлагаю использовать опорные сигналы в виде картинок по тексту и схемы для пересказа. В тексте можно выделить смысловые части, что очень хорошо кодируется ситуативными изображениями.
При первичном прочтении текста картинки демонстрирую на слайдах с использованием ИКТ.
Также переходим к обсуждению, к вопросно-ответной форме работы. Предлагаю детям выполнить лексико-грамматические задания по подбору признаков (какой пес охотника, какой первый щенок, какой второй щенок и т.д.), синонимов (скажи другим словом).
Далее прочитываю текст.
На последующем этапе занятия предлагаю пересказать текст по частям в соответствии с демонстрируемой картинкой.
На последнем этапе полный пересказ текста.
Схему для пересказа предлагаю использовать на рабочем листе дома при выполнении рекомендаций.

Опорные сигналы в виде теневых изображений я использовала при пересказе басни С. Михалкова «Зеркало». Это обусловлено тем, что в тексте присутствует диалог. Детям удобно использовать мобильные фигурки в качестве героев, обыграть диалог, правильно выбрав интонационные средства. Тем самым на положительном эмоциональном фоне быстрее запомнить и правильно воспроизвести текст. Также решается дополнительная коррекционная задача - развитие зрительного восприятия.
На первом этапе занятия демонстрируются теневые фигурки. Идет восприятие и узнавание предметов. В процессе прочтения текста дети выбирают соответствующий предмет. После прочтения текста создана последовательность появления героев в тексте.
После беседы по тексту, дети обыгрывают диалоги, как можно ближе передавая слова и интонацию речи героев.
На последнем этапе – полный пересказ текста.

Предметные изображения выступают в качестве опорных сигналов при пересказе описательного рассказа Л.Н.Толстого «Весна». Итогом занятия с использованием данного вида опорных сигналов является коллаж «Весна».
При первичном прочтении рассказа предлагаю выкладываю соответствующие тексту изображения на фон. В итоге у детей формируется не только слуховое целостное восприятие текста, но и зрительная картина по теме.
Далее проводим словарную работу, объясняем значения слов. Это связано с тем, что текст насыщен авторскими оборотами слов, олицетворениями, сравнениями.
После словарной работы предлагается детям описать предмет, как можно больше используя авторских слов и сравнений.
После повторного прочтения предлагаю пересказать текст по частям с выкладыванием предметов на фон.
К данному занятию также разработаны рабочие листы и игра-презентация «Нарисуй весну».

Использование такой технологии показал высокую результативность. Во-первых, значительно возрос интерес детей к пересказу. На высоком положительном эмоциональном фоне отмечается активизация мыслительной деятельности дошкольников. Они более точно, детально и в то же время целостно воспринимают и запоминают текст. Рассказы детей становятся более связными, логичными, последовательными.
Список литературы.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 240 с.
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.
Нищева Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 24с
Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие /Т.А. Ткаченко. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144с.
Филичева Т. В., Чиркина Т. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: Просвещение, 1985.