Выпуск № 40 (66) 2020

Намазова У.Д. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники

В наше время проблема развития речи становится особенно актуальной. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование языковых трудностей только увеличивает число дошкольников, не умеющих связно выражать свои мысли. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является использование мнемотехники.
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти детей путем образования дополнительных ассоциаций [1, c.26]. Такие приемы особенно важны для дошкольников, поскольку наглядный материал они усваивают лучше.
Главный «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при упоминании одного из образов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Мнемотехника в дошкольном образовательном учреждении как результативный метод запоминания обычно осваивается на простых примерах в такой последовательности:
1. Работа с мнемоквадратами – понятными изображениями, обозначающими одно слово, словосочетание, характеристику предмета или простое предложение.
2. Демонстрация мнемодорожки. Мнемодорожка представляет собой квадрат из четырех картинок, из которых можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
3. Мнемотаблицы. Это лист картона 45х30 см, разделенный на 6-8 квадратов (по количеству характерных признаков предмета или объектов или времен года, о которых нужно рассказать). В таких таблицах изображение основных звеньев схематично. По ним можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение (от 4 до 16 позиций). Детей учат находить главные, существенные признаки предмета, отличать их от второстепенных [2].
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, актуальные для дошкольного возраста, направленные на:
– развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
– перекодирования информации, то есть превращение абстрактных символов в образы [3].
Общие задачи для всех видов мнемотаблиц наиболее удачно, по нашему мнению, сформулированы в рекомендациях Т.Б. Полянской:
– умение анализировать, выделять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;
– развитие логики;
– развитие образного мышления;
– умение связно мыслить, составлять рассказы;
– решение дидактических, образовательных задач;
– тренировка внимания [4].
В работе с мнемотехникой нужно придерживаться принципа «от простого к сложному». Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
С помощью мнемотаблиц можно отразить практически все: графические или частично графические изображения персонажей сказки, явлений природы, предметов и т.п. Как условные заменители можно использовать геометрические фигуры или символы изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы).
Привлекая внимание детей к тем или иным составным объектам и явлениям, акцентировать их внимание к анализу, сопоставлению, выделению признаков и установления связей между ними. Использовать мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуда, одежда, овощи и фрукты, птиц, животных, насекомых. Схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки предмета, определить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают речи детей. Мнемотаблица – это своеобразный зрительный план, помогает детям составить рассказ (монолог) и последовательно его изложить, сохраняя лексико-грамматическое наполнение.
Эффективно использовать мнемотаблицы при изучении наизусть небольших стихотворений. Это облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Условными схематическими обозначениями мы кодируем каждую строку стихотворения. При такой деятельности работают не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Используя такую «подсказку», дети легко вспоминают картинку, а потом вспоминают слова
Приведем пример использования мнемотехники в авторской сказке для детей старшего дошкольного возраста «Небесные светила».

Рис. 1. Использование мнемотехники для рассказывания сказки

Небесные светила
В небесном королевстве жило-было Солнышко. Оно обогревало Землю. Солнышко встретило Луну, они подружились и стали вдвоем вести небесное хозяйство.
Солнышко сказало Луне, что оно будет хозяйничать днем, а Луна решила хозяйничать ночью.
Утром Солнышко дарило всем тепло, все оживало и радовалось ему.
Когда наступала темная ночь, все звездочки сверкали на небе и затихали под мягкую песенку Луны.
Месяц не отходил от Земли, вращался вокруг него и освещал ее по-разному: то круглым, как апельсин, боком, то только половинкой, а то и серпиком выглядел.
Так жили они и живут до сих пор в мире и согласии. А мы всегда наблюдаем за ними и любуемся их красотой.
Вот и сказке конец. А кто слушал – молодец!
Затем детям предлагается задание: попробуй прочитать сказку по картинкам-символам (рис.1).
Также мнемотехника эффективна при использовании загадок. К примеру, при отгадывании загадки, детям можно предложить мнемодорожку (рис.2)

Рис. 2. Использование мнемотехники для отгадывания загадок


Чтобы научить детей узнавать сказочных героев по рисункам, называть их, воспитывать любовь к сказкам; развивать наблюдательность, внимание, воображение, память, речь, мнемотаблицы можно применять и в дидактических играх: «Угадай, какая сказка изображена», «Из какой сказки этот герой» и т.п. (рис.3)

Рис. 3. Использование мнемотехники в дидактических играх


Таким образом, эффективным средством решения сложных задач по развитию связной речи детей дошкольного возраста, посредством преодоления определенных трудностей составлении описательных рассказов, плохом запоминании стихов, нарушении речи, бедного словарного запаса, быстрой усталости и т.д. выступают нестандартные приемы развития речи. Большой объем знаний, который ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого, он легко усвоит, если эту информацию представить в виде действий с наглядными моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений. Нестандартный материал воспринимается ими как доступный, интересный, загадочный, необычный. В тоже время, нестандартные приемы будут наиболее действенными только тогда, когда воспитатель привлекать и детей к созданию новых моделей и использования их в учебно-речевой деятельности, как подсказку, как маленькую «хитрость» или «небольшой секрет», известный только им, ведь дети любят все таинственное.
Список литературы
1. Баландина М.И. Использование мнемотехники с детьми дошкольного возраста / М.И. Баландина // Опыт реализации ФГОС в образовательных учреждениях. – 2015. – С.26-28.
2. Евтушенко Ж.В. Использование приёмов мнемотехники и моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста / Ж.В. Евтушенко // Вестник научных конференций. – 2016. – № 3-4 (7). – С. 56-58.
3. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990. – №10. – С.16-21
4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / Т.Б. Полянская. – М.: Детсво-пресс, 2010 г. – 64 с.