Выпуск № 56 (131) 2021

Векшина Т.В. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей

Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, выдвигает требование к педагогам ДОО о том, что в формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды изобразительной деятельности. ФГОС ДО сегодня акцентирует внимание на актуализации творческого потенциала растущей личности, формирование ее культуры, в том числе художественной. Это является дной из важных задач образования детей младшего дошкольного возраста на современном этапе.
Среди задач образования детей занимает место, нетрадиционное рисование. Занятия по нетрадиционному рисованию у детей вызывает огромный интерес, развивает их воображение. Почувствовав это ощущение однажды, малыш будет стремиться воспроизвести в своих рисунках, о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность является одним из самых интересных занятий для дошкольников младшей группы, так как именно через рисунок с помощью краски, карандаша и др. материалов, ребенок имеют возможность передавать свои впечатления об окружающей действительности, выражать свое отношение к ней. Именно период младшего дошкольного возраста считается расцветом детского нетрадиционного рисования. И педагог должен создать для этого все условия: обеспечить эмоциональное восприятие действительности, сформировать эстетические чувства и представления дошкольников, развить воображение, научить детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения.
Как видим, нетрадиционное рисование имеет огромный потенциал развивать у ребенка младшего дошкольного возраста творческое воображение. Но, однообразная методика, при которой дети все время действуют по указанию, не может развивать творческое воображение. Поэтому методику занятий по рисованию нужно менять так, чтобы дети каждый раз по-другому приобретали умения и развивали свое творческое воображение, ведь оно в дошкольном возрасте очень разнообразно и насыщено.В своей работе с детьми я использую много различных нетрадиционных техник. Одной из таких техник нетрадиционного рисования является «Эбру».
«ЭБРУ» - искусство рисования на воде. Вода с древних времен привлекала интерес человека и манила его своими необыкновенными качествами.
Рисования на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но можем точно сказать, что эта техника зародилась в Азии (Туркестан, Индия, Турция, а потом постепенно появилась и в Европе.
В переводе слово «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «Эбру» называли — «турецкая бумага» или «мраморная бумага».
Сейчас у этого искусства множество поклонников, создаются целые школы по обучению технике рисования Эбру.
Рисование на воде Эбру означает, что поверхностью для нанесения узора буквально служит жидкость. Правда, это не обычная вода, да и краски тут нужны специальные. В жидкость добавляют экстракт гевеи – он делает ее густой и вязкой, благодаря чему цветные капли не тонут и не смешиваются, как в обычной воде. Сами краски делаются на основе бычьей желчи и особых минералов. Эбру не предполагает, что рисунок должен получиться четким и ровным: вся техника основана на абстракции и произвольном узоре. Жидкие краски хорошо растекаются по поверхности, а с помощью тонких палочек и гребней художник придает кругам на воде форму.
По окончании рисунка его можно перенести на бумажный лист, а профессионалы способны использовать и другие поверхности: дерево, ткани, керамику, кожу.
Вот одно из своих работ с детьми:
Конспект занятия в средней группе по художественному творчеству в технике нетрадиционного рисования.
«Волшебный узор на воде»
Цель: Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности, знакомство детей с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование по воде ЭБРУ. Формирование у дошкольников способность к восприятию окружающего их мира и выражению своих впечатлений через художественное - эстетическое творчество, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
·          Образовательные:
- Познакомить дошкольника с нетрадиционной техникой рисования – «Эбру».
- Способствовать творческой активности в процессе изобразительной деятельности.
·          Развивающие:
- Учить умению самостоятельно, вдохновенно реализовывать замысел в рисунке, используя совершенно новую технику рисования на воде.
- Учить рисовать палочкой и гребнем на воде
- Развивать образное мышление, восприятие, фантазию, творческие способности, воображение через продуктивную деятельность.
- Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия.
·          Воспитательные:
- Воспитывать интерес к творчеству, к экспериментированию с изобразительными средствами и материалами, желание создавать своими руками красивые и аккуратные рисунки.
- Способствовать проявлению положительных эмоций, умению передавать в своих рисунках радостное настроение.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Формы организации совместной деятельности:
Беседа, обсуждения, показ.
Предварительная работа: Рассматривание картинок, чтение литературы, показ презентации.
Методы и приемы.
·          Методы: Словесные, наглядные, игровые, практические.
·          Приемы: Показ, демонстрация, пояснения, анализ способа действия, педагогическая оценка.
Словарная работа: техника эбру, узоры, палочка, гребень.
Материалы к НОД:
Демонстрационный: использование ИКТ, видеоролик с рисунками эбру, и техникой рисования.
Раздаточный: прозрачная тарелка, жидкость с вязкой водой, акварельная бумага, гребень, палочка с заострённым концом, сухие и влажные салфетки, поднос с красками, ноутбук.
Ход НОД.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята сегодня, мы с вами будем волшебниками художниками, я предлагаю вам отправиться в страну под названием «Волшебные узоры». Но чтобы нам туда попасть, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова: «Кружись-Вертись в стране «Волшебных узоров » очутись!» Откройте глаза и посмотрите, у нас на столах лежат: краски разных цветов, кисточка, лоток, баночки со специальной жидкостью, палочки с заостренным кончиком, гребень, бумага, салфетки.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нам всё это нужно?
Дети: для того, чтобы рисовать.
Воспитатель: Можно ли рисовать на воде?
Дети: нет, потому -что ничего не видно.
Воспитатель: Так как мы с вами в волшебной стране, то мы будем рисовать на воде, и наши рисунки будут видны. А рисовать мы будем в нетрадиционной технике, которая называется «Эбру»
Искусство такое необычное зародилось в Турции. Краски плавают на поверхности воды и не растворяются, а смешиваются между собой, образуя причудливые узоры. А потом эти узоры переносятся на лист бумаги или ткань.
А узнала я о таком необычном рисовании на воде из интернета, прочитав сказку про капельки:
«А дело было так. Жили-были капельки, и решили они упасть в воду так, чтобы оставить после себя след. Да не простой след, а волшебный. Упала в воду капелька красного, жёлтого, розового, синего и зелёного цвета, стали они играть в воде, веселиться, танцевать, а когда наигрались, то увидели, что на воде в том месте где они играли и танцевали остался след необычный красоты. Да что я вам рассказываю, есть такая пословица, чем сто раз услышать, давайте лучше один раз посмотрим!
Усаживайтесь на коврик, сейчас я вам покажу небольшой видеоролик, что же такое «Эбру», и как игают краски.
(просмотр под спокойную мелодию)
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю придумать и нарисовать свою сказку, мы же с вами волшебные художники. Проходите на свои рабочие места.
Воспитатель: Все уселись? Вам удобно? Приступим к нашему волшебству.
Итак, первое наше волшебство (показ). Наливаем нашу волшебную жидкость на тарелочки, перемешиваем её. А затем берём краски, какие вам нужны для вашей сказки и капаем краску в воду. Берём палочку и начинаем создавать свои волшебные узоры.
На этом наше волшебство не закончилось. Чтобы нам продолжить, мы немного разомнемся.
Физкультминутка
«Мы старались, рисовали»
Мы старались, рисовали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем,
Снова рисовать начнем.
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули и снова за дело.
Второе наше волшебство, это гребешок, которым мы будем расчёсывать наши капельки краски. Ой какая красота у вас получается.
Ребята, а сейчас самое интересное волшебство. Возьмем бумагу и аккуратно ее промокнем в нашей волшебной тарелке. И так, же аккуратно ее поднимем.
Дети выполняю задание.
Воспитатель: Наши волшебные узоры, останутся с нами на всегда.
Воспитатель: А теперь возьмите свои работы, встаньте покажите и расскажите друг другу, что вы хотели изобразить в своих сказочных рисунках.
Воспитатель:
Что может выразить душа,
То могут сделать руки
В полете, внешне,
Чуть дыша
Мы сотворили чудо.
Научившись этой технике можно рисовать всё что угодно, создавать свои шедевры, которые получаются всегда разные, и одинаковых рисунков нет ни у кого.
Ребята, как называется наша техника рисования?
А чем она отличается от других техник рисования?
Спасибо, вам ребята, вы большие молодцы!