Сопочкина М.Н., Волова Е.Э. Конспект совместной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему «Волшебный туесок»
Программное содержание: Формировать знания о русских народных ремеслах; познакомить с берестой и изделиями из нее. Развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Учить выразительно, эмоционально исполнять частушки. Воспитывать у детей уважение к труду Устьянских мастеров – умельцев. Методы и приёмы:создание игровой ситуации (в комнате русского быта встречает детей хозяюшка), наглядные (обстановка комнаты, берестяные изделия – лапти, очелье (повязка на голову – налобник) в костюме хозяйки), словесные (диалог между воспитателем и ребенком), практические (упражнения и игры) Предварительная работа: поговорить о березе ее свойствах, почему она символ России, символ счастья, выучить частушки. Познакомить с игрой «Лапти» Материалы: изделия из бересты – лапти, корзинки, туеса, очелье (налобник), детские погремушки, солонка, заготовки бересты в клубках, картинки грибы-ягоды, аудиозапись русской народной музыки. Словарная работа: мастера-умельцы, береста, береза, лапти, лукошко, туес, очелье - налобник, изделия, зобенька, пестерь. Индивидуальная работа: игра на погремушках, исполнение частушек. Организация обстановки: в комнате русского быта расставлены на лавках корзины, лапти, клубки с заготовкой бересты, на полках берестяные погремушки, туесок на столе в нем картинки. Ход занятия: 1 часть – вводная (до 3 минут). Организационный момент: Колокольчик поет, всех ребят на круг зовет. А мы с вами за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Заинтересовывающий момент: Воспитатель в костюме хозяйки в лаптях, на голове поверх платка надет берестяной налобник (очелье) приглашает детей к себе в гости. Здравствуйте, детушки – малолетушки, красны девицы да добры молодцы! Низкий поклон вам люди дорогие. Проходите, присаживайтесь. Мы добрым гостям всегда рады. Загадаю вам загадку, да послушаю ваши ответы – что знаете, что видели и слышали? Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки. Почему же березоньку люди уважают? Ответы детей: это символ России, символ счастья, из почек делают лекарство, собирают сок, из коры плетут корзинки. Хозяйка: Живут в Устьянах чудо-мастера, умельцы дивные, чьи золотые руки творят шедевры с раннего утра, ремесел помня древние науки. Постановка цели: работники краеведческого музея хотят организовать выставку изделий народных умельцев. У них не хватает изделий из бересты. Как мы можем помочь? Ответы детей: рассказать какие предметы из бересты есть у нас в комнате русского быта и для чего они нужны. Можно дать на время выставки в музей. Хозяйка: Все предметы не просты! Необычной красоты! Украшенья и посуда – Это все из бересты! Все эти предметы сделали наши Устьянские мастера умельцы. 2 часть – основная (10 минут) Хозяйка: а знаете ли вы почему так говорят - «Береста-это плащ березы»? Ответы детей: Белую кору березы называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Из бересты – народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод, корзины, туеса и короба для хранения продуктов, солонки, конскую упряжь, лапти, разные украшения: бусы, налобники, кулоны и многое другое. Хозяйка: рассказ сопровождается показом иллюстраций. Береста в магазинах не продается, поэтому ее заготавливают сами умельцы. 1. Заготавливают бересту летом, когда сок уже собран – сокодвижение закончено. 2. Собирают с берез, растущих в тенистом смешенном лесу. 3. Когда лист березы уже чуть больше пятирублевой монеты. 4. Для плетения бересту заготавливают лентами и хранят в теплом помещении. Береста может храниться годами. 5. Молоко в берестяной посуде не киснет. Рыба зимой не замерзает, а летом не портится. Славится же береста на все года, на все века. Ведь все умельцы-мастера и по сей день с берестою друзья! Хозяйка: Мне однажды подарили вот такой туесок. Там, где в травах ветер сладкий, Где за полем лес стеной собираю я загадки В туесок берестяной. А знаете, для чего использовали туесок? (Используется в быту для хранения различных пищевых продуктов и жидкостей, засолки грибов). Игра «Что лежит в туеске?» Пока играет музыка, передаем туесок, как только музыка остановится, у кого в руках туесок – тот его и откроет, и достанет любой предмет. КАРТИНКА «ГРИБЫ - ЯГОДЫ» Когда за грибами Ты в рощу идешь, Ее непременно С собою берешь (корзинка) Возьмите корзинки и посмотрите какие они разные. Их делали Устьянские мастера (показ). Для грибов, для ягод. А вот такая заплесная корзина называется пестерь. В нее много ягод поместится и носить удобно, как рюкзак. Маленькая корзинка называется ласково – зобенька. Хозяйка: продолжается игра - Что еще есть в туеске? (погремушка из бересты) Мы тоже не лыком шиты. Потрудились, можем и повеселиться. Раздать детям инструменты, немного поиграть. Хозяйка: еще заглянем разок в наш туесок. (лапти) Лапти - самая распространённая на Руси обувь, плелась из коры дерева. Лапоть привязывался к ноге шнурками. Плели их обычно мужчины. Носили лапти и взрослые и дети. Лапти плели и для работы, и для праздников. Эта обувь была недолговечна, быстро изнашивалась. Если люди собирались в дальнюю дорогу, то брали с собой несколько пар лаптей. До наших дней дошла старинная пословица: «В дорогу идти –пятеро лаптей плести». Хозяйка с детьми поет частушки. 1.Ох лапти мои, лапоточки мои Огороды вы пахали Танцевать пришли. 2. Гуляй, Матвей Не жалей лаптей До субботы доживем новы лапти мы сплетем. Хоз: (достает лапти) Лапти, лапоточки Для сына и для дочки Для девицы – подружки Для старичка, старушки Хоть по улице гулять хоть работать, хоть плясать. 3 часть - заключительная (2 минуты) Хозяйка: с давних времен береза была любимым деревом. Люди верили, что это дерево способно исполнять желания. Поэтому приходили к березе иговорили о своих мечтах. Ребята, а вы о чём-нибудь мечтаете? Хотите, чтобы ваши желания сбылись? На прогулке обязательно подойдем к берёзе, загадаем желания и позвоним в колокольчики. И поиграем в игру «Лапти», ведь их можно не только носить, но и играть. Ну вот теперь мы с вами можем помочь сотрудникам музея в организации выставки – отнести некоторые изделия и рассказать о них. Список литературы: 1. Дыбина О.В. Что было до… Игры- путешествия в прошлое предметов. / О.В. Дыбина. – М.: ТЦ Сфера 1999– 160 с. цв. вкл. (Серия «Вместе с детьми».) ISBN 89144-093-8 2. Косарева В.Н Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 166с. ISBN 978-5-7057-3068-1 3. Зайцев В.Б. Поделки из бересты./ В.Б. Зайцев – М.: Рипол классик, 2012. – 16с. Ил.- (Детское творчество) ISBN 978-5-386-051471. Интернет-ресурсы: https://www.maam.ru/detskijsad/plan-kruzhkovoi-raboty-po-priobscheniyu-detei-k-istori-i-kulture-ruskogo-naroda.html https://taldom-neposedy12.edumsko.ru/activity/additional_groups/74518 Приложение №1 ЛАПТИ Цель: развивать ловкость, быстроту реакции. Оборудование: лапти или мешочки с песком, мел или веревочка, чтобы сделать круг. На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 м. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый свой лапоть (лапти можно заменить мешочком с песком). Повернувшись к водящему, спрашивают его: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет». Играющие спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» — и слышат тот же ответ. Спрашивают в третий раз: «Сплели лапти?» — «Сплели!» — отвечает водящий. Тогда, дети бегут в крут и стараются взять свой лапоть, а водящий караулит лапти: он бегает по кругу и пытается запятнать играющих. Тот, кого водящий запятнал, встает на его место. Играющие берут свои лапти, и игра начинается сначала. Иногда водящему, сколько ни бегает по кругу, запятнать играющих не удается, и он вновь водит.