Выпуск № 30 (56) 2020

Юденко Н.Н. Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в разновозрастной группе для детей с нарушением зрения на тему «К нам весна шагает…»

Заниятие проводится на улице в городском саду
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная.
Цели:
ž  учить детей наблюдать сезонные изменения в природе, формировать знания о взаимосвязи явлений, происходящих в природе;
ž  уточнить и расширить и систематизировать знания детей о весне;
ž  упражнять в составлении рассказов по картинно-графическому плану;
ž  совершенствовать грамматический строй речи, творческое воображение;
ž  помочь детям сформировать живой интерес к познанию окружающей среды;
ž  совершенствовать пространственную ориентировку, физиологический слух, используя понятия «СПРАВА», СЛЕВА»;
ž  упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных;
ž  упражнять в согласовании числительных с существительными;
ž  развивать непроизвольную, слуховую память, мышление, координацию движений.
Планируемые результаты: приобретение дошкольниками знаний о признаках весны, активное участие в выполнении заданий логопеда, интерес к выполнению творческих заданий, заинтересованность и положительные эмоции, дружная работа в коллективе сверстников.
Материалы и оборудование: картинно – графический план, мяч, цветные мелки.
Содержание организованной образовательной деятельности:
Перед занятием логопед заходит в групповую комнату и сообщает детям о том, что на электронную почту ДОУ пришло странное письмо, подписанное «Грач». Логопед и дети вместе читают письмо:
«Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Движением полна, зовут меня… (весна)».

Логопед. Дети, а почему это письмо подписано «Грач»?
Логопед. Правильно, есть такая народная примета «Грач на горе, весна на дворе». К нам пришла волшебница весна. Она шагает по нашей большой стране. Она пришла к нам на улицы, шагает по дорожкам. А вы видели весну? Я предлагаю сегодня провести необычное занятие в городском саду, где мы сможем увидеть весну, ведь гуляя, она оставила свои следы.
Итак, вы готовы увидеть весну в городском саду?
Тогда в путь (дети одеваются и выходят из группы на улицу).
Логопед. Посмотрите как красиво в городском саду (дети любуются красотой городского сада).
Логопед. Дети, что же изменилось в природе, почему можно считать, что пришла весна?
Логопед. Посмотрите на солнышко и скажите, какое оно? Закройте глаза и почувствуйте тепло его лучей.
Логопед. Какие приметы весны вы еще знаете?

Логопед. Как называются первые весенние цветы? (первоцветы)
Логопед. Как называется явление, когда лед на реках начинает свое движение? (ледоход)
Логопед. Назовите весенние месяцы.
Логопед. Молодцы. Я вам предлагаю понюхать весенний воздух. Посмотрите, как я это делаю: глубокий вдох, и медленный выдох со словом «Ах» (дети повторяют несколько раз).
Логопед. Дети, какой воздух весной? (теплый, ароматный, свежий и т.д.).
Логопед. А какое небо весной?
Какие перелетные птицы возвращаются из теплых стран?
Чем занимаются птицы весной? (вьют гнезда, поправляют старые, выводят птенцов)
Что происходит весной с животными?
Логопед. Молодцы. Вы все правильно рассказали. А теперь игра с мячом «Назови перелетную птицу» (дети стоят в кругу, логопед кидает ребенку мяч, а ребенок, возвращая мяч взрослому, называет перелетную птицу).
Логопед. Молодцы, а теперь следующая игра «Где поет синичка?» (определить положение птички, используя слова «слева», «справа», где находится птичка).
Логопед. Дети, а что происходит весной с деревьями? Подойдите ко мне поближе и давайте рассмотрим ветку на дереве.

Логопед. А теперь игра «Скажи ласково»
Дерево-
Куст-
Ветка-
Почка-
Лист-
Береза-
Дуб-
Ель-
Логопед. Молодцы. Следующая игра «Сосчитай»
Одна ветка, две…
Одна почка, …
Одно дерево,…
Логопед. Следующая игра на смекалку «Бывает – не бывает»
Почему нельзя зимой ходить в пляжных костюмах?
Правда ли, что осенью скворцы выводят птенцов?
Может ли летом выпасть снег?
Почему весной не могут опадать листья?
Логопед. Молодцы. А теперь зрительная гимнастика «Ветер»
Ветер дует нам в лицо (часто моргаем глазами)
Закачалось деревцо (повороты головы вправо-влево, смотрим вправо-влево)
Ветер тише, тише (медленно приседают, опуская глаза вниз)
Деревцо все выше, выше (встают и глаза поднимают вверх)
Логопед. Молодцы, а теперь давайте составим рассказ о весне по плану (составляют описательные рассказы о весне по картинно-графическому плану).
Логопед. Дети, наше сегодняшнее необычное занятие подходит к концу. Расскажите, чем мы сегодня занимались? Что делали? В какие игры играли? Что вам больше всего понравилось? А в завершении нашего путешествия я предлагаю вам нарисовать «Весну» на асфальте цветными мелками (дети рисуют рисунки, а затем возвращаются в детский сад).